Одна ночь в Майами


Дата публикации: 2 ноября 2020

Венецианский и Торонтовский определяют двух основных конкурентов на «Оскар», и никогда такого не было, чтобы и там и там выигрывал гран-при один и тот же фильм.

Тем более что победителей Венецианского выбирает жюри, а в Торонто это приз зрительских симпатий, т. е. голосует публика.

Максимум, что было, и то из ряда вон, — два года назад «Золотой лев» в Венеции и третье место среди призёров Торонтовского у «Ромы».

Но в этом году всё иначе, и ставшая победителем Мостры «Земля кочевников» (подробнее о ней см. в прошлом номере «ХЧГК») повторила свой успех и в Торонто, а значит, «Оскар» ей не с кем будет делить, интриги уже никакой: кто его получит в ведущих категориях, стопроцентно ясно сейчас: «Оскар» не может проигнорировать такой беспрецедентный триумф, причём своего, американского фильма.

Вероятно, это случилось из-за пандемии, вернее, из-за того, что обычно соперничающая за показ новых фильмов «большая четвёрка» премьерных осенних кинофестивалей, где, кроме Венеции и Торонто, ещё неконкурсные Нью-Йоркский и Теллуридский, договорилась между собой о взаимоподдержке и сотрудничестве в нынешней ситуации с кино, и премьеры одних и тех же фильмов проходили в этом году одновременно, день в день, на всех четырёх фестивалях.

Однако Торонтовский всё же добавил «Земле кочевников» соперника — это занявшая второе место  в призах зрительских симпатий «Одна ночь в Майами», дебютная в полнометражном кино режиссёрская работа «оскароносной» и удостоенной в этом году очередной «Эмми» (за «Хранителей» — см. о них статью в этом номере) актрисы Реджины Кинг. До этого как режиссёр она самореализовалась на телевидении, снимая эпизоды сериалов («Это мы», «Бесстыжие», «Саутленд»).

«Одна ночь в Майами» — камерная разговорная драма по одноимённой пьесе Кемпа Пауэрса, впервые поставленной в 2013-м и наполучавшей множество театральных наград. Одна ночь — это 25 февраля 1964 года, когда 22-летний Кассиус Клей, ещё не Мухаммед Али, впервые выигрывает бой за звание чемпиона мира, но, несмотря на всеобщие ликование и приветствующую его толпу, в белом секторе Майами остаться не может, по законам о расовой сегрегации. Победу он празднует в номере дешёвого мотеля для чернокожих — вместе с ещё к тому времени не отрёкшимся от «Нации ислама» идеологом панафриканства, политическим активистом Малкольмом Иксом, знаменитым певцом, родоначальником жанра соул Сэмом Куком и находящимся на пике своей спортивной карьеры и славы Джимом Брауном, которого потом назовут величайшим игроком в американский футбол.

Они настроены на празднованье, выпивку и веселье, ждут девушек, но пригласивший их к себе в номер Малкольм Икс угощает мороженым и заводит разговор на серьёзные темы: о чёрных в мире белых, и что такое успех чернокожих в этом мире, в том числе денежный, является ли это предательством своей расы и добровольным унижением, и т. д., и т. п. Постепенно разговор перерастает даже не в спор, а столкновение идейных, мировоззренческих позиций — на общей почве расовых проблем, особенно остро стоявших в США той эпохи.

Каждый из четырёх резко отличается характером от остальных, а играют в фильме молодые, только-только засветившиеся в кино и ещё не разобранные на типажи актёры. И динамика повествования держится именно на диалогах, в которых проявляются характер и мировидение каждого, что заставляет вспомнить классический «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета.

Разговоры в фильме не документальны, но такая встреча действительно была. А вот о чём наш зритель, что не в контексте, может не знать, но что ему для полноценного восприятия фильма существенно, это ближайшее будущее героев, которое для американского зрителя вполне отчётливо подразумевается фильмом. В том же году, в декабре, Сэм Кук погибнет при не выясненных обстоятельствах, его застрелят в дешёвом лос-анжелесском мотеле, многие будут уверены, что из-за расовой нетерпимости. Малкольма Икса ровно через год после ночи в Майами расстреляет на съезде Организации афроамериканского единства «Нация ислама», хоронить его будут под «A Change Is Gonna Come» Сэма Кука. Джим Браун, он жив до сих пор, в том 1964-м снимется в первом своём фильме, а через год оставит спорт, чтобы продолжить кинокарьеру, и станет успешным актёром коммерческих вестернов.

Кассиус Клей после той ночи заявит, что официально вступает в «Нацию ислама» и меняет имя на Мухаммед Али.

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: