Объявляем вам великую радость


Дата публикации: 31 Январь 2012
kinopoisk.ru


В истории Католической церкви было все: была женщина-Папа, был Папа-отравитель, два Отца церкви занимали папский престол одновременно, были Папа в плену, Папа в изгнании, но Папы, по собственному желанию отказывающегося от выполнения папской миссии, не было. Видимо, момент приходит для каждого поступка, особенно для поступка честного и открытого в атмосфере закрытой и таинственной — так, наверное, рассуждал Нанни Моретти, режиссер фильма «У нас есть Папа» — картины, которая разделила мнение итальянского общества.

На тех, кто заявил о неприемлемости иронизирования над Римской церковью, тех, кто юмор над понтификатом признает, но добавляет, что юмор должен быть умеренным, и тех, кто считает проявленное Моретти остроумие недостаточно едким.

Моретти, итальянскому режиссеру №1, не привыкать к иронии: его картина «Кайман» оказалась лучшей критикой в адрес Сильвио Берлускони, находившегося на посту премьер-министра Италии так долго лишь потому, что кино, этот самый массовый вид искусства, слишком долго стояло в стороне от темы, которую обсуждал каждый итальянец за чашкой капучино.

Назвать «У нас есть Папа» просто ироничным или критичным фильмом означает проявить верх нечувствительности: «У нас есть Папа» — это тот великолепный образец итальянского кино, в котором есть все: драма, юмор, мощный общественный подтекст, сентиментальность, уважение к авторитету, но не придание авторитету статуса священной коровы, и даже Папа Римский.

Из фильма Моретти мы узнаем, что конклав, избирающий нового отца Римско-католической церкви, состоит сегодня из ста восьми достойнейших кардиналов. Представители Африки ни разу не занимали Папскую должность, а кардинал из Латинской Америки может стать первым, кто ее займет.

Конклав выполняет свою миссию в великолепном интерьере Сикстинской капеллы, впрочем, абсолютно каждый обрядовый шаг Римской церкви великолепен. Об этой гениальной организации процесса как-то сказал Франко Дзеффирелли, главный сценограф и приверженец эстетики в итальянском кино: «Только Церковь и британский королевский дом умеют делать некоторые вещи.

Это невероятный спектакль, который ни в одном другом месте мира невозможно себе представить. Более того, это kolossal, сцена, которая, если бы ее пришлось снимать в кино, не была бы столь совершенной. Секрет этих грандиозных мероприятий заключается в том, что каждый точно знает свою роль и исполняет ее с великим достоинством. Все знают, что они должны делать, от последнего монаха до самого Папы, включая публику, службу порядка, операторов и журналистов… За всем этим стоит огромная культура и великая традиция. Не говоря уже о дисциплинированных структурах Церкви. Их дисциплина — это дисциплина, сложившаяся не сегодня, она гарантирует совершенство и синхронность. Отличная режиссура; это говорю я, который обычно бывает очень требовательным. В этом случае, однако, лучше сделать невозможно».

У Нанни Моретти Церковь, следуя сценарию картины, приходит в театр: забрать и вернуть новоизбранного понтифика, который тихо бежал из коридоров Ватикана по той причине, что оказался не готов к в высшей степени неожиданному решению коллег. Просто Папа когда-то мечтал стать актером — об этом он даже сообщил на сеансе психоанализа, который святые отцы организовали Главе Церкви, не нашедшему в себе сил поприветствовать с балкона Апостольского дворца город и мир. Сеанс психоанализа оказался весьма примечательным — беседовал о неспокойствии души Папа в присутствии ста семи кардиналов.

Тайна Церкви — великая вещь, вплоть до вопросов о детстве и снах понтифика. К тому же, душа и подсознание несовместимы, поэтому теория психоанализа является чистой чепухой, но Церковь, для решения проблемы пригласившая лучшего психоаналитика Италии, должна идти в ногу со временем.

Подобная атмосфера культа каждого жеста и шага способна объяснить ту растерянность, которая владеет человеком, отныне возглавляющим современную миллиардную паству, которая третий день под балконом дворца ожидает оглашения имени нового Папы. Но великолепный юмор фильма Моретти, а также честность финальной ноты, способны объяснить гораздо больше.__

ТЕКСТ: ТАТЬЯНА ДОНЕЦ

Так же на KharkovInform: