О бесконечности


Дата публикации: 1 июля 2020

 

 

«Om det oändliga» 2019

Швеция, Германия, Норвегия, Франция артхаусная  драмеди

Режиссёр: Рой Андерссон

В ролях: Мартин Сернер, Джессика Лотандер, Татьяна Делоне, Андерс Хелльстрём, Бенгт Бергиус

 

Шесть лет назад вышел «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии» классика, патриарха шведского артхауса Роя Андерссона, как сказано в титрах, заключительная часть трилогии о человеческом существовании. Но в прошлом году ровно в той же эстетике, на ту же тему и с такой же композицией: набор микроисторий, трагикомических скетчей — появился новый, шестой полнометражный фильм Андерссона «О бесконечности», как бы эпилог к трилогии или дополнение, превращающее её в тетралогию. О том, что оно нелишне, и для мирового киноискусства тоже, свидетельствует «Серебряный лев» за режиссуру на Венецианском.

«Серебряный», возможно, потому что «Золотого льва» уже получил «Голубь».

Андерссон говорит, что сам голубь с картины Брейгеля Старшего «Охотники на снегу» и что «Птица поражена тем, что сидящие под деревом охотники не видят хаоса, который неизбежно приближается». В «Голубе» основной связующей между сценками была сквозная история двух вечно ссорящихся малоудачливых коммивояжёров, будто бы вышедших из «В ожидании Годо», что усиливало в трагикомике общего сюжета ещё и чётко ощутимую абсурдность. В «О бесконечности» такой сквозной истории нет, не считая нескольких скетчей о священнике, потерявшем веру, зато наблюдающий за людьми голубь материализован в голос, женский, подытоживающий в конце почти каждой из историй «Я видела…», допустим, «…мужчину, мысли которого витали где-то в облаках», когда официант наливает вино в бокал посетителю, и оно льётся на стол, или «…женщину, менеджера по персоналу, которая была неспособна чувствовать стыд», та просто стоит у окна и вглядывается в пейзаж многоэтажек. Среди сценок есть и абстрактные, и вполне конкретные, как о женщине, у которой отломался каблук, она сняла обе туфли и пошла с ребёнком в коляске дальше. Есть истории драматичные, как о муже, взревновавшем и надававшем пощёчин жене, прилюдно, на рынке, есть милые, как о девушках-туристках, проходивших мимо деревенского кабачка и, заслышав любимую песню, принявшихся танцевать, поначалу смущаясь, а в конце вызвав аплодисменты присутствующих. Даже выходящая за рамки условной шведской современности сценка о Гитлере в бункере на исходе войны: «Я видела мужчину, который хотел покорить весь мир, но понял, что потерял надежду».

Последней из названных предшествует меланхолическая история о юноше и девушке: она сидит на кровати, расчёсывает волосы, он на стуле напротив читает книгу, — раскрывающую идею, вложенную в название и смысл фильма. Пересказывая прочитанное, юноша говорит о первом законе термодинамики, что всё и все — энергия, которая бесконечна, вечна и только превращается из одной формы в другую.

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: