НОЖИ НАГОЛО


Дата публикации: 6 декабря 2019

2019; США

Комедийный триллер-детектив

На фестивале в Торонто, где состоялась премьера, зрители и критики в восторге, «Rotten Tomatoes» и «The Hollywood Reporter» тоже. Это значит, Райан Джонсон наконец нашёл свой жанр. С комедийной составляющей у Джонсона всегда было всё в порядке — в разной степени юмор присутствует (и определяет сюжет) и в его дебютном, 2005 года, «Кирпиче», и в «Братьях Блум» (2008), где всем привет от «Улисса», и в «Терьерах» (2010) — замечательном сериале (с рейтингом 8,4 на IMDb), закрытом после первого сезона, в котором Джонсон снял одну из тринадцати серий. А ещё Джонсон снял легендарный, многими критиками считающийся лучшим в сериале эпизод «Муха» из третьего сезона «Во все тяжкие» (плюс ещё два в пятом, последнем сезоне). Минимум юмора разве что в «Петле времени» (2012). Однако в следующем, 2017 года «Звёздных войнах: Последних джедаях», Джонсон отвязался почти по полной, за что, кстати, и получил от фанатов франшизы, организовавших петицию с требованием вычеркнуть «Джедаев» из канона. Десять лет Джонсон, снимая фильмы, всё хотел снять этот, крутил в голове будущий сценарий, смотрел экранизации — «Убийство в “Восточном экспрессе”», «Смерть на Ниле», «Зеркало треснуло», «Зло под солнцем». Они и другие узнаются отсылками в «Ножах наголо», но ещё больше там того, что можно назвать самим Джонсоном — в высшей его степени. Вот пару цитат из рецензии посмотревшего фильм в Торонто Егора Москвитина (на «КиноПоиске»): «Сыщик из “Достать ножи” (название ж по-разному можно переводить — А. Ч.) не так уж и проницателен, зато улики порой буквально падают на него с неба», «‹…› герои непрерывно смотрят детективы (особенно им нравится сериал про мисс Марпл) и часто ведут себя так, как будто знают, что они герои детектива. Ключевая свидетельница обладает удивительной суперсилой: её тошнит всякий раз, когда она говорит неправду (так что фильм мог бы закончиться раньше, не будь великий сыщик охламоном)», «‹…› все подозреваемые врут. Зато врут искромётно», «Следить за расследованием чрезвычайно интересно, и азарт не остывает даже после того, как становится известно (уже в конце первого часа!), что именно случилось со стариком. Но скучно после этого не становится, просто фильм меняет поджанр с “whodunit” (“кто убийца?”) на “how to get away with murder” (“как замести следы?”)».

Ну и убитый, на своё 85-летие, в окружении семьи, — знаменитейший писатель-детективщик.

Андреей Ченко

Так же на KharkovInform: