Ночная авария


Дата публикации: 10 февраля 2018

Одинокий, озлобленный старик подбирает ночью на проселочной дороге раненую девушку и, выхаживая ее, со временем влюбляется.

Таков в двух словах сюжет фильма киргизского режиссера Темирбека Бирназарова (род. 1966) «Ночная авария», победившего на Таллиннском международном кинофестивале «Темные ночи».

Артхаус есть везде, ну и в каждой стране, в смысле — в национальном кино, он свой. Есть общие определяющие, скорее формальные признаки, приемы, и они, так сказать, от против­ного: чего не должен делать артхаус из того, что делает мейнстрим, масскульт — цеплялки- завлекалки для зрителя какие не должен применять. Вот что пишут о предыдущем фильме Бирназарова «Страсть» (2013), тоже прозвучавшем на фестивалях (например, спецнаграда «За смелость гражданской и эстетической позиции в кино» на «Киношоке» в Анапе): «Камера на протяжении всего фильма неподвижна. Крупных планов нет. В некоторых сценах актеры показаны со спины или в профиль. Темный свет. Отсутствие фоновой музыки. Отсутствие воздуха и пространства. Скудные диалоги. Артхаус в лучшем его проявлении».

Пошел ли дальше Бирназаров в «Ночной аварии», вернее, куда, в какую сторону пошел? Пишут, что даже и в сторону мистики, легкой такой, не мешающей главному для артхауса — правде жизни, — не опопсячивающей ее. Сам же режиссер, не ведающий, что он делает в плане техники и приемов, а может, и хорошо знающий, что именно нужно делать, говорит: «‹…› в «Страсти» я пытался передать тему одиночества. Там, конечно, посложнее, потому что есть зеркальные образы. ‹…› многим это трудно считать. А здесь немного другая история. Тут больше акцента на главного героя, на его внутренний мир. Я как бы здесь хотел сказать, что мир держится не на красивых, не на богатых — на добрых людях. Вроде внешне невзрачный человек, неудачник, пил, с кем-то ругается… Но насколько он красив внутри, он умеет любить по-настоящему».

Итак, Бирназаров в «Ночной аварии» стал проще, артхауснее, и именно это заценил Таллиннский. Во всяком случае директор «Темных ночей» Тийна Локк на вручении так и сказала: «Это маленький, очень просто сделанный фильм, который говорит об очень важных вещах. Еще сделано очень интересно… как этот сценарий построен… и как это все выражается, как эта история рассказывается… Язык фильма очень простой, зато очень глубокий. И это еще очень добрый фильм», — и призналась, что «Ночная авария» попала в конкурсную программу — восемнадцатым фильмом (а они были отобраны из шестисот заявленных на конкурс лент) — в последний момент, когда ее состав уже был практически полностью сформирован.

И наконец, мнение жюри, признавшего фильм Бирназарова лучшим, т. е. главным событием года с точки зрения Таллиннского международного: «Пленил наши сердца своей простой, но захватывающей историей человека, измученного жизненными испытаниями. Авария дает ему шанс изменить свою жизнь и себя на краю бездны, и он хватается за этот шанс обеими руками».

Ну а в национальном конкурсе победил «Ноябрь» Райнера Сарнета, уже взявший гран-при Рижского кинофестиваля, в связи с чем мы о нем и подробно писали в декабрьском номере «ХЧГК».

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: