Неправильное воспитание Кэмерон Пост


Дата публикации: 1 марта 2018

В этом году на «Сандэнсе» как никогда было фильмов на ЛГБТ-тематику, и главный приз взяла тоже молодежная гей-драма.

Сандэнс», собственно, — крупнейший фестиваль независимого кино — никогда не избегал этой темы, наоборот. Но и теперь, когда она повсеместно — время побивать камнями и время их собирать и разглядывать, — не отказывается от нее. В этом году в разных секциях, американское кино, мировое, документальное, или в качестве премьерного показа, на «Сандэнсе» поучаствовали «Лиззи» Крэйга Макнейлла (о мрачной легенде из американской истории преступлений Лиззи Борден, в 1892 году зарубившей топором родителей, — которой уже посвящен не один фильм, но этот о Лиззи, горничной и о том, как «вскоре близкая дружба девушек перерастает в нечто большее»), «Счастливый принц» Руперта Эверетта (о последних днях жизни Оскара Уайльда, и Эверетт же его и играет), «Колетт» Уоша Уэстмоленда (ее, писательницу, светскую львицу, возмутительницу общественного спокойствия, как и Уайльд, они и из одной «Прекрасной эпохи», — играет Кира Найтли), «Кэтчер был шпионом» Бена Луина (об американском бейсболисте-кэтчере Моррисе «Мо» Берге, который был не только шпионом, во время Второй мировой, но и скрытым геем) и т. д., — как видите, все эти фильмы байопики или около того.

А еще — тоже дух времени — множество фильмов о феминистках или феминистической проблематики: о британском дизайнере, основательнице стиля панк в моде Вивьен Вествуд («Вествуд: панк, икона, активистка» Лорны Такер), о рок-певице, музыкантке Джоан Джетт («Плохая репутация» Кевина Керслэйка), о Джейн Фонде («Джейн Фонда в пяти актах» Сьюзен Лейси), или «Офелия» Клер МакКарти, где то, что мы знаем от Гамлета с Горацио, увидено глазами Офелии, и т. д.

Но гран-при («лучший американский драматический фильм») достался самому феминистическому, самому ЛГБТшному «Неправильному воспитанию Кэмерон Пост», где девочку-подростка, после гибели родителей в автокатастрофе живущую в семье консервативной тети и влюбленную в лучшую подругу, застают на горячем во время школьного бала и затем оправляют в спецлагерь для гомосексуалистов на принудительное излечение-перевоспитание, время действия фильма — 1993 год, место действия — захолустье, Монтана. Ну а в лагере за нее берутся всерьез — врачи-воспитатели с «репаративной терапией», которая, как они говорят, возвращает геев в правильную гендерную колею, но на самом деле, конечно, просто ломает души, психику, личности — через колено. Кэмерон будет сопротивляться всеми силами и отстаивать свое «я».

Для режиссерки «Неправильного воспитания» Дезире Акхаван, родившейся в 1984-м в Нью-Йорке в семье иранских иммигрантов, это второй полнометражный фильм после «Соответствующего поведения» (2014), взявшего гран-при фестиваля в Сан-Диего, и продолжение темы: в «Соответствующем поведении», очень хорошо принятом критикой, бунтовала и отстаивала себя, вернее, искала, девушка из персидской семьи, бисексуалка. А в основе «Неправильного поведения» — автобиографический роман Эмили Денфорт, вышедший в 2012-м, дебютный и пока единственный, наделавший много шуму, понятно, своим сюжетом, но и очень хорошо написанный стилистически и многослойный.

Правда, в романе героине двенадцать лет, а в фильме она старшеклассница, и играет ее двадцатилетняя Хлоя Грейс Мориц, для которой амплуа сражающейся бунтарки самое что ни на есть родное («Пипец», «Пипец 2», «5-я волна», «Соседи. На тропе войны 2»).

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: