Нелюбовь


Дата публикации: 12 мая 2018

На наши экраны выходит новый фильм Звягинцева.

Это история современной России, жители которой находятся во власти неумолимых сил, мира без любви, который похож на планету, непригодную для человека…

Кто-то его посмотрит, потому что фильм взял третью по значимости награду Каннского — приз жюри, был номинирован как лучший иностранный фильм на «Золотой глобус», «Оскар» и BAFTA и получил «Сезара». Кто-то — потому что киноман. Кто-то — потому что Звягинцев есть Звягинцев, и его надо смотреть. А кто-то и потому, что в фильме — камерном, в общем-то, семейной драме — большущий такой политический подтекст.

Все кинокритики (а вы представляете, какую прессу, сколько отзывов собрал столь увенчанный фильм) отмечают, что «Нелюбовь», хоть и о семье, но в целом — о нынешней России и «духовных скрепах», о которых, кстати, Звягинцев и напрямую высказывается в интервью. Так, например, британский киновед Питер Брэдшоу в «Гардиан» написал, что «‹…› это суровая, таинственная и пугающая история духовной катастрофы», «Это история современной России, жители которой находятся во власти неумолимых сил, мира без любви, который похож на планету, непригодную для человека, место, где обычное выживание мутировало в бесконечную страсть к деньгам, улучшению общественного положения. ‹…› все это прикрывается или контролируется консервативными социальными нормами христианства, конформизма и национализма».

Да уж, всему этому, включая оправославливание, ханжеское такое, общества, у Звягинцева, как всегда, достается сполна, и то, что официальная Россия (а Медведев поздравил Звягинцева с победой в Каннах, сказав в телеграмме, что фильм о «непростых отношениях отцов и детей», посмотрите — поймете, почему это выглядит смешно) закрывает на звягинцевскую позицию глаза, это лишь пока, и благодаря его имени: самый известный и признанный в мире российский кинорежиссер.

Время действия фильма — осень 2012-го, а в финале — 2014-й, Киселев из телевизора по-киселевски говорит о войне в Украине, и это очень значимый эпизод, самый конец фильма, точка.

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: