Московский кинофестиваль — 2012


Дата публикации: 27 Июль 2012
m34

Никита Михалков, президент ММКФ, открыл фестиваль словами: «Настоящее кино, которое мы ценим, — это люди, которые имели свое личное лицо» и продолжил речь пожеланием, «что и молодые кинематографисты озаботятся сохранением своего лица».

Молодые кинематографисты и стали лицом 34-го Московского международного кинофестиваля: жюри, возглавляемое бразильским режиссером Эктором Бабенко, присудило Гран-при — «Золотого Святого Георгия» — дебютному фильму английского режиссера Тиндж Кришнан с прямолинейным названием «Отбросы». Актер Эдди Марсан, сыгравший в «Отбросах», награжден также «Святым Георгием» за лучшее исполнение мужской роли. Отметив двумя наградами фильм английской дебютантки, жюри охарактеризовало свое решение как «радикальное». Впрочем, для многих осталось загадкой, чем именно картина об отставном солдате, страдающем от алкоголизма, и бездомной девушке-подростке, сумевшей изменить жизнь главного героя, привлекла к себе внимание жюри.

В конкурсе, состоявшем из семнадцати фильмов, присутствовало несколько незаурядных претендентов на победу. Картина венгерского классика Иштвана Сабо «Дверь» с Хелен Миррен в главной роли продемонстрировала великолепную комическо-драматическую ситуацию, в которой домработница, служащая у известной писательницы, постепенно превращается в домоправительницу, держащую в страхе и писательницу, и ее мужа. «80 миллионов» Вальдемара Кшистека об изобретательной борьбе поляков против коммунистической системы и итальянская картина «Все копы — ублюдки» Стефано Соллима породили ряд ассоциаций с современной постсоветской действительностью. Китайская «Вишенка на гранатовом дереве» Ли Чэня рассказала историю женщины, которой посчастливилось быть избранной старостой деревни, и начала героиня свою деятельность на посту «руководителя» с выслеживания соседки, которая, нарушив демографическую политику родины, решила стать матерью еще одного ребенка.

Впрочем, Специальный приз жюри также присудило дебютантке из Мексики Кении Маркес за фильм «Срок годности» — «очень красивую загадочную историю, связанную с человеком, который потерял голову в буквальном смысле», что означает картину о человеке, который долго носил в коробке чью-то голову. Фильм Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты», получивший приз, учрежденный журналом «Коммерсант Weekend», охарактеризован как «эстетские крайности и смелость без оглядки, связанная с рискованностью художественного замысла». Итальянской картине «Все копы – ублюдки» присужден приз ФИПРЕССИ и жюри российской кинокритики. Почетного приза «Я верю» за покорение вершин актерского мастерства на ММКФ-2012 удостоена французская актриса Катрин Денев.

Но главным событием Московского кинофестиваля и, похоже, российского кино последних лет стала картина Александра Прошкина «Орда», удостоенная Приза за лучшую режиссерскую работу. Актриса Роза Хайруллина, сыгравшая в «Орде» небольшую по хронометражу, но более чем харизматическую роль, награждена Призом за лучшее исполение женской роли. «Орда» посвящена эпизоду из жизни митрополита Алексия, прозванного Святителем, являвшимся фактическим правителем Московского княжества при трёх московских князьях. В 1357 году митрополит (Максим Суханов) был отправлен в Орду по просьбе московского князя Ивана Красного (Виталий Хаев) с тем, чтобы исцелить от слепоты мать хана Золотой Орды Тайдулу (Роза Хайруллина). В случае отказа Алексия поход хана Джанибека на Москву становился неизбежным. «Орда» — это безжалостное, роскошно воспроизведенное, чувственное зрелище. Впрочем, сценарий Юрия Арабова не настаивает на точнейшей исторической достоверности. Лев Гумилев описывал, например, историю Золотой Орды и Московского княжества середины XIV века не как период метрополии и рабского ига, а как «многонациональный симбиоз», выгодный Москве. В «Орде» Александра Прошкина Москва и Сарай-Бату – исторические враги. «Орда» уже удостоилась спектра взаимоисключающих оценок от «очень дорогого пропагандистского» до «антирусского» и одновременно «слишком православного» кино. Картина снималась во Владимирской области РФ, где был воссоздан образ Москвы XIV века, и в Астраханской области, в местности, где в действительности располагалась ханская столица Сарай-Бату.

Татьяна Донец

Так же на KharkovInform: