«Молодой Годар» («Le redoutable») 2017; Франция; биографическая драмеди


Дата публикации: 31 января 2018

Молодой Годар

«Молодой Годар» («Le redoutable») 2017; Франция; биографическая драмеди Режиссёр: Мишель Хазанавичус В ролях: Луи Гаррель, Стэйси Мартин, Беренис Бежо, Жан-Пьер Моки, Грегори Гадебуа и др.

В других рецензиях вы прочитаете, что это фильм о любви Годара и его актрисы, жены Анны Вяземски — это неправда. Как и неправда, что это фильм о студенческой революции 1968 года — она не приняла его, хоть Годар так много и сделал, чтобы буря разразилась. Годар — революционер кино, но то, что он снимал про бунтарей и маоистов, ещё не делало его революционером в глазах молодёжи. В глазах студентов он такой же буржуазный истеблишмент, только заигрывающий с ними, а значит, презрен вдвойне. Тем более что его так любят первые сословия — те, с кем он, по идее, как раз борется в своих фильмах.

В общем, всё сложно, как видите, увидите (плюс Вяземски двадцать, она из поколения студентов, а Годару — тридцать семь, и пусть он себя считает революционером, на самом деле он домашний деспот и домостроевец). Всё сложно, а фильм лёгкий, как и всё хорошее у Хазанавичуса, тот же «Артист», покоривший «Оскар», BAFTA, «Золотой глобус», «Сезар», «Гойя», «Независимый дух» и ещё пару десятков кинопремий.

Хороший и комедийный, Годар в нём смешной, хотя название фильма — «Le redoutable», т. е. «Устрашающий». «Устрашающий» — это, говорит радиодиктор в самом начале фильма (и отсюда мы уже рассказываем, о чём он), название первой французской подлодки, громадины и грозной, но ужасно неповоротливой и очень уязвимой. К тому же дело не в самой лодке, а в команде, которую — процитирую, — «‹…› разрывают на части страсти и переживания, противоречия и вражда. Но подняться на поверхность эта лодка не может, так как вынуждена нести свою службу глубоко под водой».

Далее. Первая часть фильма, а он как бы в главах, называется «Вольфганг Амадей Годар», и тут рассуждать не о чем, всё понятно. А вот последняя часть — «Убить Годара» — нам будто говорит, что Годару так и нужно поступить с Годаром в себе, чтобы и дальше оставаться Годаром. Они с Вяземски расстанутся, и всё будет хорошо у обоих. А что касается кинематографа, то и здесь всё будет хорошо, ведь Годар ещё снимет кучу р-р-революционных фильмов, и даже в свои восемьдесят семь и когда он живёт затворником в швейцарской деревушке, ни с кем не общается и никуда не выезжает, даже получить почётный «оскар», он всё равно остаётся одним из главных революционеров кино, и для тех бывших студентов-маоистов, сейчас клерков и пенсионеров, что когда-то его освистали. «‹…› мне хотелось придать этой картине универсальное измерение, сделать её отличной от типичных байопиков», — говорит Хазанавичус. Вот и скажете потом, получилось ли.

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: