Мне плевать, если мы войдём в историю как варвары


Дата публикации: 3 сентября 2018

Гран-при Карловарского фестиваля — у фильма о геноциде евреев Одессы во время Второй мировой.

Раду Жуде (род. 1977), режиссёр «Мне плевать…», — представитель румынской «новой волны» и на международных фестивалях давно уже, начиная с короткометражек, замечен и отмечен, получал разного рода призы на «Сандэнсе» в 2007-м и 2008-м, в Каннах в 2014-м, на Берлинале в 2009-м, а в 2015-м «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру (историческая драмеди, этно-вестерн «Браво!»). «Мне плевать, если мы войдём в историю как варвары», — сказал кондукэтор («вождь», типа «фюрера» и «дуче») Румынии Ион Антонеску летом 1941-го в Совете министров, запуская механизм этнических чисток и «окончательного решения еврейского вопроса» в Румынии и на захваченных территориях Украины и Молдавии. И механизм этот заработал так, что Румыния вышла на второе место после Германии по решению данного «вопроса», немцам на первых порах приходилось урезонивать румын. Всего румынами за время войны было уничтожено около 380 тысяч евреев, только во время резни в Одессе 17‒25 октября 1941 года расстреляно или сожжено заживо около 34 тысяч человек.

В фильме Жуде молодая режиссёрка Марианна ставит в современном Бухаресте уличный реэнактмент — театрализованную реконструкцию исторических событий, неприятных, травмирующего свойства для национальной памяти, — чтобы напомнить о резне в Одессе и в целом о роли Румынии в геноциде. Но выясняется, что и у чиновников, предлагающих Мариане лучше ориентироваться на положительный пример вроде «Списка Шиндлера», и у «простого народа» своя историческая память, где Антонеску настоящий лидер нации, «крепкая рука», наведшая порядок, а евреев он не уничтожал, а наоборот, спасал.

Получая гран-при, «Хрустальный глобус», — процитируем новостные источники — «Продюсер картины Ада Соломон сказала, что название картины актуально характеризует политический пейзаж многих стран, включая США, Польшу, Венгрию, Румынию и Россию. Она отметила: всё равно, кто победит в футбол, но ей не всё равно, что будет с Олегом Сенцовым».

А режиссёр фильма, Жуде, — один из тех, кто подписал обращение Европейской киноакадемии в защиту Сенцова. О Сенцове на фестивале говорили, напоминали постоянно — победители, организаторы, участники. Российская режиссёрка Елизавета Стишова, выигравшая главный приз в секции «К востоку от Запада» за фильм «Сулейман Гора», выступая на церемонии закрытия, сказала, что разделит денежную премию (15 тысяч евро) и передаст родителям Кирилла Серебренникова и Олега Сенцова.

И напоследок о ещё одном победителе: лучшим документальным фильмом на фестивале был признан «Свидетели Путина» Виталия Манского, тоже подписавшего обращение Европейской киноакадемии, а вообще-то давно уже выступающего в поддержку Украины и с критикой российского режима, так, что ему даже пришлось в 2015-м уехать из России, и он живёт в Риге. «Свидетели Путина» тоже своего рода реэнактмент: фильм основан на материалах, снятых Манским в 1999‒2000-м, когда Путин впервые участвовал в президентских выборах и победил. «Свидетели Путина» в фильме — Горбачёв, Ельцин и его семья, Дмитрий Медведев, Чубайс и другие, их свидетельства из того времени, как выразился кто-то в репортаже с фестиваля, сегодня даже не требуют особых комментариев. Как и фраза Иона Антонеску.

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: