Милый друг


Дата публикации: 27 Апрель 2012
mdryg

На экраны выходит «Милый друг» — экранизация романа Ги де Мопассана британским режиссером театра Декланом Доннелланом. Главные роли в этом «канкан-фильме» исполняют Роберт Паттинсон, Кристин Скотт Томас, Ума Турман и Кристина Риччи.

«Милый друг» Ги де Мопассана — это авантюрность, эротичность интриг и полное торжество видовой несправедливости. Впрочем, с точки зрения дарвиновской теории, находившейся на пике научной популярности (роман Мопассан издал в 1885 г.), все как раз на своих местах: подлецы на вершине успеха, праведники — у подножия социальной лестницы, миром правят не религия, мораль или эстетика, а, в основном, инстинкты.

Что характерно, важнейшим из парижских инстинктов XIX века является стремление к положению в обществе: оно же означает богатство, хорошее здоровье и гарантию упокоения в собственной постели в преклонном возрасте. За богатством в шкале ценностей высшего света следует эротизм атмосферы, и уже после него — политика, искусство, наука, религия и прочие общественные явления. Всем названным ценностям французская литература XIX века уделила огромное внимание, но, пожалуй, лишь Мопассан распоряжался с данной шкалой настолько ярко, сжато и с полным отсутствием иллюзий. Золя и Франс в сравнении с Мопассаном — слишком реалисты и «социалисты», Бальзак — деликатен и психологичен, Флобер — тонок, наблюдателен и немного жёсток. Но лишь Мопассан не щадит общество и общественное мнение полным отсутствием набора моральных качеств своих героев. Но, главное, подобная психология «подлеца»
обходится героям Мопассана часто без каких-либо негативных жизненных последствий. Как здесь не потерять веру, меру или хотя бы чувство юмора?

Мопассана упрекали именно в этой безжалостности изображения пороков. Деклан Доннеллан, режиссер фильма «Милый друг», называет этот роман Мопассана «Настоящим Ги де Мопассаном на пике ироничности и жестокости». «Милого друга» лучше всего характеризует фраза главного персонажа «Эгоизм — это все»: это демонстрация того, каких вершин Belle Epoque Parisien может достичь молодой и привлекательный герой с унтерофицерской выправкой и полным отсутствием морали, как и принципов «мужского» поведения. Но возмущал современников Мопассана все же не этот реализм, а то, что сам Мопассан, кажется, в него верил. Прагматичный Жорж Дюруа из «Милого друга» вполне испорчен, что и является его главным достоинством в борьбе за свое «место под солнцем» Парижа. Вооружившись маскулинным выводом: «Женщины всегда ждут чего-то иного, не того, что существует в действительности», Жорж покоряет их без особых страстей: в деле горячего влюбленного важно сохранять холодную голову.

Получая, таким образом, максимум социальных дивидендов. О своем герое в «Милом друге» Роберт Паттинсон говорит: «Он очень чувствующий персонаж, но при этом — большой эгоист. Все, что происходит, он связывает с собой, он просто помешан на себе. Родители, между прочим, дали ему хорошее образование, но он просто ленив. У него есть чувство, что он должен был родиться богатым, что богатство — для него». Критика упрекает фильм Доннеллана в «отстутствии огня».

Некоторые сравнивают «Милого друга» с «канканом»: «Все в нем скачет по верхам и торопится к финалу — не зря Дюруа
постоянно приходит в кабак посмотреть на канкан». Впрочем, может быть, эта «бессодержательность» и увеселенность и есть суть мопассановского «Милого друга».

Текст: татьяна Донец

Так же на KharkovInform: