Королевский роман


Дата публикации: 10 Декабрь 2012
Королевский Роман

Благодаря вечной шекспировской пьесе Дания многим казалась мрачным средневековым пятном на карте Европы. И, по иронии судьбы, в конце XVIII века Дания — все то же темное пятно, в котором живы средневековые общественные аксиомы, невозможные в любой другой части континента. На пороге — эпоха Просвещения с идеалами общества и человека. Этот галантный век закончится Французской революцией, во многом родившейся из блестящих речей и памфлетов Вольтера и Руссо.

Но Дания… Дания дорожит крепостным правом и телесными наказаниями, и книг Вольтера и Руссо, изящно поющих о свободе, равенстве и братстве, не замечает — потому что их не существует, на территории Дании — точно. Об этой неравномерности развития, внимательному зрителю кажущейся актуальной и сегодня, повествует «Королевский роман» датского режиссера Николая Арселя, рисуя несколько «смертельно грустных» фактов датской истории, знакомых в Дании каждому старшекласснику. Феодализм,
ограниченность, королевский роман, реформы, заговор, реакция…

Первое, что делает английская принцесса Каролина, ставшая супругой датского короля и королевой Дании в 15-летнем возрасте, — везет с собой в Копенгаген тома Вольтера, которые будут изъяты королевской охраной, потому что запрещены цензурой. Король Кристиан VII, 16-ти лет от роду, не уступает супруге в неопытности — Кристиан инфантилен и эксцентричен: окружению проще считать короля сумасшедшим — так легче манипулировать властью, впрочем, как и Данией. В самой Дании царят права аристократии, не разбавленные даже намеком на новую европейскую интеллектуальную моду. Что-то прогнило в Датском королевстве…

«Королевский роман» снят под лозунгом «Они навсегда изменили нацию»: они — это три человека, формально обладавшие властью, — юная королева, полубезумный король и его придворный врач — сумевшие сломать стереотипы, чья последняя хватка всегда сильна. За это общество, состоящее из стереотипов, ответит им ненавистью, выбрав предлог для расплаты — измену. Измена действительно имела место: королева Каролина в исполнении Алисии Викандер и доктор реформатор Струэнзе, сыгранный Мадсом Миккельсеном, демонстрируют счастье и драму своей любви настолько подлинно и харизматично, что учебник датской истории становится интересным далеко за пределами Дании. В свою очередь Миккель Фольсгаард, виртуозно изобразивший неуравновешенность и специфические смешки Кристиана VII, отмечен призом за лучшее исполнение мужской роли на Берлинале-2012.

Текст: Татьяна Донец

Так же на KharkovInform: