Кориолан


Дата публикации: 4 Январь 2012
koriolan


Рэйф Файнс, «самый вдумчивый» актер английского кино, предлагает зрителю оригинальную идею: заставить говорить современных политиков и военных на языке античной трагедии, не меняя ни имен, ни интонаций.

Рэйф Файнс не относит себя к романтикам, но предпочитает романтическую поэзию. Байрон — любимый поэт Файнса: он романтичен «с намеком на цинизм» — Рэйф Файнс, актер труппы Королевского Шекспировского театра и незаменимый участник «Английского пациента», «Списка Шиндлера», «Онегина», «Преданного садовника», «Чтеца», «Поттерианы» и «Залечь на дно в Брюгге», действительно ценит это.

Для своего дебюта в режиссуре Файнс выбрал историю о римском полководце Гнее Марции Кориолане, превознесенном городом и миром за военные заслуги, но изгнанном из Рима за излишнее презрение к плебсу. И если считать, что «нация – это каждодневный плебисцит», то месть Кориолана республиканскому Риму сегодня можно считать совершенно бесперспективной. На догадке об этом базируется рассказ римских историков и одноименная шекспировская трагедия, которые Файнсом, по выражению британской прессы, превращены в «современный и кровавый бриллиант».

«Кориолан» Рэйфа Файнса, являясь драмой об отношениях героев и власти, а также эмоциях, которые часто владеют и теми, и другими, перенесен в современность под девизом «Даже зверь понимает кто ему друг». В политическом триллере Файнса действие разворачивается не на древнеримских улицах, а в декорации современной европейской столицы, вместо мечей и щитов воины «Кориолана» сжимают в руках автоматы, но условность места и времени необходима – так каждое общество сможет примерить римскую историю без нравоучений на себя. О съемках «Кориолана» в Белграде Рэйф Файнс говорит: «Я хочу, чтобы люди сказали: «Где — это?» Люди могли бы думать, что это — Германия, Россия, Аргентина… Белград имеет вес столицы. Это — город власти. Но им может быть любой другой город».

Создавший атмосферу «Повелителя бури» и «Не брать живым» оператор Бэрри Экройд, отвечавший за операторскую работу над «Кориоланом», не в последнюю очередь сумел создать ощущение тотального конфликта, английской прессой охарактеризованного эпитетами «поразительно», «триумфально», «впечатляюще и оригинально». Рэйф Файнс, Джерард Батлер, Ванесса Редгрейв, Джессика Честейн, Брайан Кокс, Уильям Херт, Эдди Марсан абсолютно убедительны в роли участников «пособия по исследованию современного государства балканского типа, терзаемого военными столкновениями».

Строчка из «Кориолана»: «Он бьет как смерть косой» — применима к игре Рэйфа Файнса, бесподобного в изображении балансирующих на краю героев жизни. В близком времени Рэйф Файнс удивит еще одной историей о «сложностях судьбы»: картиной «Невидимая женщина» о перечеркнутых обществом взаимоотношениях Чарльза Диккенса и молодой актрисы Эллен Тернан…

Текст: Татьяна Донец

Так же на KharkovInform: