Кококо


Дата публикации: 31 Октябрь 2012
kinopoisk.ru

Режиссер: Авдотья Смирнова
В ролях: Анна Михалкова, Яна Троянова, Евгений Муравич, Геннадий Смирнов, Анна Пармас, Константин Шелестун, Любовь Аркус

Идея фильма Авдотьи Смирновой о «женской дружбе» родилась из желания увидеть на экране дуэт замечательных актрис — Анны Михалковой и Яны Трояновой – «потому что они — крупнейшие актрисы поколения». Впрочем, не заметить социальный, политический или культурный подтекст картин Дуни Смирновой крайне сложно, поэтому, по словам режиссера, в фильме есть то, что сегодня называют «двумя Россиями»: нерешительная, но стойкая интеллигенция, и живучий, но сбивчивый народ. Тон комедии, выбранный для данной тематики, — как раз то, что бесподобно превращает Рококо культурного Петербурга в Кококо современной жизни.

В квартире Лизы, сорокалетней сотрудницы Этнографического музея при петербургской Кунсткамере могла бы разместиться рота танкистов – в помещении, которое когда-то было художественной мастерской отца, просторно, монотонно и глухо, как в танке. Немытый чайник, повесившаяся в холодильнике от голода мышь, графика известного Тышлера на стене, история и мировое искусство на книжных полках. Для того, чтобы явить этому царству пыли, полок и Тышлеров настоящий действенный гуманизм, Лиза однажды приютила бездомного алеута, больного туберкулезом, – лечила, жалела, заботилась, но алеут сбежал, не сказав спасибо. В кругу музейных друзей за стопкой коньяка проблема была обсуждена и осмеяна. Бывший же муж, три года после развода все еще проявляющий чувство заботы из какого-то эгоистичного принципа собственничества, случай с алеутом и все прочие «поступки» характеризует просто: «Нельзя в сорок лет быть пионеркой».

Коллектив напоминает Кунсткамеру, научная деятельность предполагает командировки в Нарьянмар. Когда на горизонте брезжит поездка в Гетеборг, колба сотрудников приходит в шумное движение по причине выяснения, кто же счастливчик. Лизу, по-дружески и любя, сразу же оставляют сидеть на месте, потому что год назад ей предлагали командировку в Стамбул, но она, одинокая блондинка, отказалась. Аспирантки сморкаются в платочек, бывалые кандидаты наук точно, умно, театрально и бесполезно возмущаются. На междусобойчиках кафедры кандидаты под гитару исполняют умопомрачительную пародию на творчество Пьехи – у научного сообщества, как и у авторов «Кококо», с юмором все в порядке. Но внутренних сил изменить происходящее, или как-то решить проблему одним махом, нет. Потому вполне объяснимо, что в жизнь Лизы врывается ураган из провинции по имени Вика. «Яркая», что по справедливому мнению сотрудников означает «вульгарная», и «коммуникабельная», что означает «нахальная». Впрочем, музейное общество никогда не жило в Екатеринбурге, не получало зарплату посудомойки, не мечтало о неделе в Питере и не выгрызало зубами и тяжким трудом моменты радости этой жизни. Вика протрет тряпочкой пыль на графике Тышлера и на этом в их с Лизой дружбе начнется интересное…

Татьяна Донец

Так же на KharkovInform: