КИБОРГИ


Дата публикации: 1 июня 2018

Итак, речь пойдёт о триумфаторе украинского «Оскара» «Золотой дзиґи».

В номинации «лучший фильм» конкурировало пятеро: комедия Олега Борщевского «DZIDZIO Контрабас», трагикомедия Аркадия Непиталюка «Припутни», документально-игровая драма Валентина Васяновича «Уровень чёрного», психологическая драма «Стремглав» Марины Степанской и военно-героические «Киборги» Ахтема Сеитаблаева, которые в силу тематики и проблематики не могли не победить.

Кроме того, «Киборгам» достались и «дзиґи» за «лучшего актёра» (Вячеслав Довженко), «лучшего актёра второго плана» (Виктор Жданов), «лучшего сценариста» (Наталия Ворожбит), «лучшего художника-постановщика» и «лучшего художника по гриму» — из девяти заявленных номинаций шесть побед. На втором месте по количеству — «Стремглав»: три победы (актриса, композитор, звукорежиссёр), у всех остальных по чему-то одному.

Отдельно следует сказать о «Кроткой» Сергея Лозницы, которую предусмотрительно, или целенаправленно, не включили в главную номинацию, а только во вторую главную — «лучший режиссёр», где она и победила «Припутней» и «Уровень чёрного» (в этой категории было всего три фильма). И ещё один, победивший в номинации «лучший документальный», заслуживает особого упоминания: это «Дом “Слово”» Тараса Томенко — о харьковском Расстрелянном Возрождении (см. интервью с Любовью Якимчук, сценаристкой фильма, в «ХЧГК» № 12ʼ2017 и в № 1ʼ2018 о «Доме “Слово”» как участнике Варшавского кинофестиваля).

Теперь к делу. Фильм о защитниках донецкого аэропорта побил все рекорды как на премьерном показе, когда кинотеатры буквально ломились от желающих его увидеть и приходилось отменять другие фильмы, чтобы освободить ещё залы, и потом по кассовым сборам в прокате, так и по рейтингу IMDb, а он у него, на минуточку, аж 9. При этом критика его не только хвалила, но и поругивала — за схематичность, за диалоги, словно перенесённые из фейсбука, за ходульность некоторых сцен. С критиками можно согласиться (и от себя добавить насчёт прокламационности позиций героев, утрированно-военного юмора и т. п.), но всё равно фильм не оставляет ощущения агитки и того, что тебя используют — насилуют болевой темой всё никак не заканчивающейся войны. Оставляет ощущение, что хорошие талантливые люди попытались снять фильм о ней максимально деликатно и при этом правдиво, а то, что у них не всё получилось, — должно пройти время, чтобы боль улеглась, происходящее отошло в прошлое и появились новые, на материале нынешней войны «В бой идут одни “старики”» и «Аты-баты, шли солдаты…»

Однако о том, что фильм достоин своих наград, говорит даже не это, почитайте отзывы россиян на «КиноПоиске» или «Кинозале», ведь в конечном итоге фильм не столько для нас, мы и так всё знаем и понимаем, сколько для них. И то, что они пишут о нём, признавая его искренность, просто человеческую правду (если хотите — гуманизм), говорит, что фильм, несмотря ни на что, большая удача и делает своё дело. Приближает конец войны.

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: