Канны. «Донбасс»


Дата публикации: 30 июня 2018

«Золотую пальмовую ветвь» Каннского взяли «Магазинные воришки» Хирокадзу Корээды, но речь пойдёт не о них, а о фильме, который сейчас обсуждают все.

Самый знаменитый из современных украинских режиссёров, и самый признанный в мире (только в тех же Каннах он получал призы за «Портрет» в 2001-м и в 2012-м за «В тумане», чуть ли не каждый его игровой фильм участвует в основной программе, претендуя на «Золотую ветвь»), и что немаловажно, считающийся российским режиссёром тоже (во всяком случае ещё восемь лет назад он идентифицировал себя в интервью как «российский документалист», правда, уже в 2015-м, отвечая на вопрос «Ким ви почуваєтеся: білорусом, українцем, росіянином? Чи це питання для вас узагалі несуттєве?», сказал: «Несущественно. Я вырос в Киеве, жил в нём с шести месяцев до 27 лет. По происхождению я киевлянин», и — «Якщо вас назвуть українським кінематографістом, ви не будете проти?» — «Та ради бога!»), — в общем, Сергей Лозница снял фильм «Донбасс».

О войне — но не драму и не боевое кино, а трагикомедию, абсурд в духе Киры Муратовой, что подчёркивает и участие в «Донбассе» муратовских актёров «маскишоуэвцев» Георгия Делиева, играющего «полевого командира» Батяню, и Натальи Бузько — в роли работницы ЗАГСа, расписывающей Моторолу с невестой. Вернее, Моторола — прототип; Лозница, изначально документалист, не порывающий с документальным кино, взял и переснял в игровом, постановочном, художественном режиме «ютьюбовские» ролики из жизни ДНР, тринадцать эпизодов: как делаются для российских СМИ фейковые новости с «обстрелом» жилых кварталов украинской армией; предприниматель находит возле штаба «ополченцев» свой угнанный джип, а ему дают подписать доверенность на машину, ибо «На чём мы, потвоему, фашистов бить будем? На велосипедах? Это не грабёж, а экспроприация!», и потом, сам же пришёл в руки, обкладывают оброком в сто тысяч долларов; ещё один эпизод с «фашистами» — «ополченцы» на блок-посту, проверяя документы немецкого журналиста: «Немец попался!», «Фашик!», «Фашиста поймали!», «Гитлер капут!» (это, кстати, в официальном каннском трейлере фильма, посмотрите, а то до мировой и всеукраинской премьеры ещё далеко — 5 сентября); и снова «фашист» — украинский военнопленный, линчуемый толпой.

Эпизоды связаны общими персонажами, мелькнувшие в одном, в другом выходят на первый план, но общая целостность сюжета не в этом, а в нарастающем абсурде, смех и комика в котором постепенно страшнеют и сменяются всё более откровенными сценами жестокости, заканчиваясь массовой казнью.

Лозница говорит, что задумал этот фильм ещё в 2014-м, когда всё началось, отслеживал ролики в ютьюбе, несколько раз переписывал сценарий. А получая приз за лучшую режиссуру в секции «Особый взгляд», добавил: «Я хочу поблагодарить ещё раз мой любимый фестиваль — Каннский фестиваль — за возможность представить “Донбасс“ миру и задать вопросы, которые терзают меня. За последние несколько дней я понял, беседуя с журналистами и кинематографистами, как мало они знают о войне, которая идёт в сердце Европы прямо сейчас. Пикассо сказал: “Живопись (или, можно сказать, произведение искусства) существует не для украшения жилища. Это орудие нападения и защиты от врага”».

К слову, побывавшая в Каннах российская кинопресса тоже очень высоко оценила «Донбасс» — вот только «Трудно представить, что этот фильм когда-нибудь появится в российском прокате». А на вопрос российского журналиста «Если, а может, когда, “Донбасс” дойдёт до российского зрителя, что бы вы этому зрителю сказали перед просмотром?», Лозница ответил: «Я бы сказал, что им очень повезло. Они имеют возможность увидеть произведение искусства и возможность подумать над чем-то очень важным».

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: