КАК ДЭННИ БОЙЛ РИДЛИ СКОТТА УДЕЛАЛ, ИЛИ ПОЧЕМУ СЕРИАЛЫ ВСЁ-ТАКИ КРУЧЕ ФИЛЬМОВ


Дата публикации: 30 июня 2018

Ну фильм себе и фильм, просто фильм, — а что ещё можно сказать о ридлискоттовских «Всех деньгах мира». Вроде и актёры неплохие, и режиссёр велик, и сама история, лёгшая в основу фильма, — о похищении внука Гетти… Вот в ней-то, наверное, перевесившей фильм, всё и дело: фабула подавила сюжет, Скотт пошёл за ней, как барашек на бойню, боясь лишним граммом искусства, игрового, стебающегося над правдой жизни вещества, помешать и испортить то, что само по себе смотрелось впечатляющим и во всех отношениях выгодным, типа лучшее — враг хорошего.

Но это хорошее — враг лучшего, знает всякий перфекционист; а жизненный материал, каким бы выгодным и грандиозным ни казался, бледнеет и стушёвывается в произведении искусства, если его не расцвечивать всеми красками, не использовать по полной все доступные — и необходимые! — художественные средства.

Сериал Дэнни Бойла «Траст» — о тех же событиях — по тому, как сделан, заставляет вспомнить бойловские же «Неглубокую могилу» (1994), «На игле» (1996) или более позднего восьмиоскаровского (включая «лучший фильм» и «лучшую режиссуру») «Миллионера из трущоб» (2008). Кстати-кстати, команда — сам Бойл как режиссёр, сценарист Саймон Бофой, продюсер Кристиан Колсон — у «Траста» та же, что делала и «Миллионера из трущоб», «Траст» не первый сериал Бойла, когда-то, в девяностые, он снял пару серий «Инспектора Морса», но тут, получив в свои руки сериал целиком, решил показать всем мастер-класс.

И показал. Причём не только Ридли Скотту — собрату по истории, — но и собратьям по жанру, я имею в виду прежде всего «Американскую историю преступлений», в каждом сезоне которой — громкий криминал прошлых времён (О. Джей Симпсон, убийство Версаче, последствия урагана Катрина, Клинтон и Левински), сдувшуюся, похоже, уже сейчас, на Версаче.

Но думается, всё же жанр у Бойла будет другим: ещё в январе на пресс-конференции для Ассоциации телекритиков Саймон Бофой раскрыл карты на второй сезон «Траста», который, теперь понятно, не станет антологией вслед «Американской истории преступлений», а займётся приквелом — уйдёт в 1930-е и покажет период становления Гетти, а именно как он стал «выдающимся человеком с этой огромной дырой в душе». Бойл вообще большой законодатель жанров или как минимум обновитель, это ж после него, после его «28 дней спустя» (2002), малобюджетного, к слову, пошёл вал зомби-хоррора.

«Все деньги мира» и «Траст» должны были выйти практически одновременно, в конце декабря — начале января, но «Траст» же бомба, и решили, вероятно, не добивать и без того многострадальный фильм Скотта, вы помните, отснятый полностью со Спейси, а потом, когда это несчастье попало под волну сэкшуэл хэрэссмэнта, переснятый с Пламмером, — поэтому премьеру «Траста» перенести на конец марта. Но всё равно не помогло, фильм Скотта все свои деньги мира отбил, конечно, но теперь, на фоне «Траста»…

Тысячу раз правы те, кто говорит, что большое искусство ушло из кино в сериалы, там ему есть где размахнуться, там у него поле для художественных экспериментов, там оно не боится быть молодым, резвым, задорным.

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: