Холодная война


Дата публикации: 30 ноября 2018

Нас ждёт всеукраинская премьера нового фильма Павла Павликовского, взявшего с ним на последних Каннах приз за лучшую режиссуру.

Разумеется, «Холодную войну» критика вовсю сравнивает, и в принципе правильно делает, с предыдущим фильмом Павликовского «Ида», триумфально наполучавшего призов как у себя на родине, так и по миру — в Лондоне, Минске, Вильнюсе, Торонто и т. д., вплоть до «оскара» за лучший фильм на иностранном языке. И там и там у Павликовского — Польша, пятидесятые, личная (здесь — любовная) история на фоне своего времени, т. е. тоталитаристского режима, чёрно-белый цвет, сюжет разворачивается без пауз и промедлений и укладывается в рекордные для такого кино час пятнадцать — час двадцать.

Такого — какого? Авторского? Фестивального? Артхаусного? В том-то и дело, что при всём полновесном эстетстве и минимализме (а хороший темп и краткость фильмов сжимает пружинку, углубляет смысл каждой мизансцены, заставляя зрителя ценить её и вдумываться) картины Павликовского, процитируем одного из рецензентов «Но — главное! — он вполне доступен пониманию самых широких зрительских масс, не пытаясь при этом подстроиться под их вкусы» (Алексей Першко).

Итак, «холодная война» в фильме — это и то, что окружает героев, дирижёра и пианиста Виктора, руководителя фольклорного ансамбля «Мазурек», и солистки, звезды этого ансамбля Зулы, но и то, что возникает и затем уже не отпустит их до конца фильма или жизни. Любовь — это тоже холодная война, особенно на фоне той эпохи: любовь — это ложь и предательство ради неё, стукачество как способ сохранить жизнь возлюбленному и самоубийственное решение вернуться на родину после побега.

А ещё — все критики скрывают, что нас ждёт в конце: «‹…› пока эта безграничная любовь не приведёт к трагическому финалу» (Першко), «Павликовский взвинчивает финал» (Светлана Семенчук), «‹…› финал “Холодной войны” потрясает, никаких полумер» (Зинаида Пронченко).

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: