Груз из Африки


Дата публикации: 29 Июль 2012
kinopoisk.ru

Не верьте тем, кто говорит, что Хельсинки поразительно непривлекательный город и что делать в нем особо нечего: Аки Каурисмяки, например, не оставил в Хельсинки ни одного места, где бы не побывала его камера.

Но это были не сокровища северного модерна или творения Люндквиста — это было преимущественно что-то другое: мир неудачников, «королей проигрыша» и деклассированных элементов, «всегда отказывавшихся лгать, но никогда не отказывавшихся от хорошей шутки». Честность и взаимоподдержка честных — это главное. Потому что важно хотеть умереть «в ботинках»: то есть не предать, в своем собственном понимании, ни публику, ни себя, ни жизнь в целом. Не то чтобы «любимый финн кинематографа» Аки Каурисмяки пробует наставить всех на путь гуманизма. Просто Аки придерживается того мнения, что уважать нужно «даже себя». А также природу и других людей. Искусство — это тоже другие люди.

Аки отдает должное Гоголю, Достоевскому и французским классикам. Несколько лет назад Аки Каурисмяки планировал рассказать «о бомжах и очередях за бесплатным супом на задворках Хельсинки», но рассказал в «Гавре» о беженцах из африканских стран.

Гавр снят во Франции на французском языке, потому что беженцы из Африки, как известно, в Финляндию приезжают редко. Вначале Аки хотел снимать в Марселе, «но там оказалось слишком грязно». Гавр же, который называют «воротами океана», оказался идеальным местом для портовой истории. К тому же, добавляет Каурисмяки, «Гавр» — это еще и очень подходящее название для фильма. Каурисмяки, на самом деле, задумал трилогию, события в которой будут происходить в портовых городах Европы. Следующим за Гавром будет порт в Испании: название уже придумано — «Цирюльник из Виго». Местом действия третьей истории станет Германия.

На первый взгляд портовый Гавр выглядит хуже даже шахтерского Глазго — тихий старый лаконичный городок с просоленными пристанями на краю суровой Нормандии,
где люди с суровыми лицами пьют кальвадос, ведут разговоры, спорят, но не оставляют друг друга в беде. По крайней мере те, кого показывает в «Гавре» Каурисмяки, не считая доносчика, который делает свое дело, снимая трубку с черного телефона. В «Гавре» становится понятно, что только иностранцы находят французских клошаров очень романтичными.

60-летнему Марселю, чистильщику обуви, частенько приходится покупать в кредит даже багет к ужину, впрочем, хозяйка булочной продает багет, прекрасно зная, что сосед вернет свой долг нескоро.

Марсель и его товарищи живут бедно, но достойно, поэтому ни за что «не сдадут» африканского подростка-беженца комиссару полиции. Подросток материализовался из контейнера, который грузом пришел из Африки. Контейнер стоял в Гавре два дня вместо запланированных нескольких часов, но «путешественники» внутри ничем себя не выдали, надеясь проследовать дальше морем в Лондон. Марсель, конечно же, поможет африканскому пареньку попасть на другой берег Ла-Манша, чтобы встретиться с матерью, потому что «гуманизм сегодня, сейчас, почему бы и нет? Нужно пробовать, потому что завтра будет слишком поздно. Завтра, возможно, запретят улыбаться, как запретили курить».

Фильм "Гавр"
Режиссер: Аки Каурисмяки
В ролях: Андре Вильмс, Кати Оутинен,
Жан-Пьер Даррусен,
Жан-Пьер Лео

Текст: Татьяна Донец

Так же на KharkovInform: