Форма, будь она неладна, воды


Дата публикации: 16 апреля 2018

Кто мог такого ожидать от «Оскара». Даже то, что «Три билборда» не попали во вторую главную номинацию «лучшая режиссура», давало надежду: ага, это их с «Формой воды» специально так развели, чтобы одному — одно, другому — «лучший фильм».

Итак, два фаворита предоскаровской гонки, побеждавшие друг друга поочередно на фестивалях и кинопемиях, два фильма об Америке, начала 1960-х и сегодняшней, снятые мексиканцем и ирландцем, фэнтези-мелодрама и трагикомедия. В чем дело, неужели только мне кажется, что «Форма воды» по сравнению с «Тремя билбордами» — сладенькое, слезливое и прямолинейное, где злодей тупо карикатурный, а положительные герои самоотверженные, как в комиксах. И моралька, политкорректная донельзя, не то что выпирает — поглощает, мешает, торчит. О, вечные истины и гуманизм, сколько же можно над вами вот так вот измываться, мусолить.

А в «Трех билбордах», и критики растерялись, одни героиню осуждают, другие полицию, с которой она вступает в схватку, нет деления на плохих/хороших, поэтому и вечная истина (я ее еще не назвал? — все мы люди, и даже зеленые и с хвостом, как в «Форме воды») не выколупывается так запросто, дает о себе подумать, рассмотреть со всех сторон.

Что ж случилось с киноакадемиками, почему они предпочли умному фильму сопли и банальщину в полный рост? А случился с ними Трамп. «Оскар» и так оппозиционный всегда весь из себя такой (долой то, долой это, — что неплохо, конечно, для искусства, если оно собственно искусству не вредит), теперь вообще загнал себя в угол: поступать только так, чтоб это выглядело как антитрамповский жест. Трамп, без разговоров, еще та мазафака, но оценивать отныне все искусство с антитрамповских позиций? Не мазафачно ли это тоже?

Я имею в виду, разумеется, что дель Торо, режиссер «Формы воды», — мексиканец, и как было не сунуть Трампу под нос дулю по этому поводу, если Трамп строит с Мексикой стену и не пускает иммигрантов (и сам дель Торо отлично осознает, что ему надавали «оскаров» в первую очередь как чиканосу, а уже в третью как режиссерасу, ибо на вручении трогательно пожаловался на иммигрантское житье-бытье и призвал искусство — ну да, что с Ирландией начал стену строить, то дали бы Макдонаху.

Ну скажите, какая у воды может быть форма. Какую примет, такая и будет. Умные люди говорят: «Оскар» всего лишь шоу, «шоу патріотичне, шоу толерантне, шоу політкоректне…» (а искусство, наоборот, таким быть не обязано — вот в этом-то и разрыв, несоответствие). В прошлом году киноакадемики — вы же помните: «гол, хрен, штанга» — выбирали из двух шоу: в чистом виде, «Ла-Ла-Ленд», и «Лунным светом» про чернокожего гея, верх политкорректности, — оба не дотягивают до понятия «искусство», и сильно расстраиваться было не из-за чего. В этому году — timeʼs up, говорят умные люди — все иначе, и один из фильмов-фаворитов безусловно не шоу, поэтому и обидно.

Но «Оскар» же ничего с собой поделать не может, шоу маст гоу он.

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: