Фестиваль Рифкина


Дата публикации: 2 января 2021

 

Rifkin’s Fistival

2020 США/Италия/Испания романтическая драмеди IMDb: 6,1

Режиссёр: Вуди Аллен

В ролях: Уоллес Шон, Джина Гершон, Луи Гаррель, Елена Анайя, Кристоф  Вальц

Невероятно, но это уже 55 фильм 85-летнего Вуди Аллена — причём считая лишь его режиссёрские работы, сценаристских и актёрских гораздо больше. Невероятно то, что Аллену в его возрасте удаётся сохранять и высокий темп производства фильмов, и задорность, игривость в их сюжетах.

«Фестиваль Рифкина» — типично вудиалленовская трагикомедия: с перипетиями супружеских любовных отношений и лёгкими разговорами на высоколобые темы. Типичен и заглавный герой: еврейский интеллектуал-неврастеник, влюбчивый и рефлексирующий, — таких Вуди Аллен в своих фильмах часто играет сам, здесь же доверил роль комику и драматургу Уоллесу Шону, делающему вудиалленовский типаж похожим ещё и на наивного мультяшного поросёнка.

Что на первый взгляд может показаться не совсем типичным для певца Нью-Йорка Вуди Аллена, так это место действия — испанский Сан-Себастьян, фестивально-курортная атмосфера, усиленная ещё и туристическими нотками: Рифкина водят и возят по городу и окрестностям, показывают самые красивые места и достопримечательности. Однако Аллен любит и Европу и любит иногда выходить за рамки традиционного места действия: достаточно вспомнить из его фильмов последнего десятилетия «Ночь в Париже» и «Римские приключения», а также предыдущую испанскую «Вику Кристину Барселону» 2008-го.

К тому же Нью-Йорк, несмотря ни на что, присутствует и в «Фестивале»: в разговорах — ностальгических воспоминаниях о нём и о студенческой юности Джо Рохас, в которую Рифкин влюбляется. Нью-Йорк — это всё, что между ними, нью-йоркцем и вернувшейся после института домой испанкой, пациентом и доктором, общего, и за что Рифкин постоянно цепляется в разговоре, чтобы подольше побыть рядом с ней во время приёма в клинике.

И точно так же, как Вуди Аллен обыгрывает в этом фильме свою привязанность к Нью-Йорку, обыгрывает он свою вторую, собственно, главную страсть — к кино. Место действия — Сан-Себастьянский кинофестиваль (картина Аллена и стала в этом году фильмом его открытия), все разговоры в сюжете, за нью-йоркским исключением, в основном о кино, жена Рифкина — киноагент, занятая на фестивале организацией интервью для модного кинорежиссёра, в которого и влюбляется, а Рифкин, видя это, мучается, да и фильмы его считает пустышкой. Сам Рифкин когда-то преподавал курс европейского кино 1960-х и весь предан кино, ему даже сны снятся кинематографические, переходящие затем границы условности как видения наяву: то ли Лелуша, то из Годара, то из Бергмана — только с ним и его окружением в качестве актёров: поэтому и название фильма Аллена такое.

Бескорыстная и даже самоотверженная рифкинская любовь к кино — это любовь самого Аллена, никогда  не участвующего своими фильмами в фестивальных конкурсах и не посещающего церемонии «Оскара». Однако и кино находит возможность отдать ему должное: у него четыре «Оскара», «Золотой лев» Венецианского за вклад в киноискусство, «Пальмовая ветвь» Каннского, вручавшаяся кроме него только Бергману; да и от Сан-Себастьянского — «Доностия» за «выдающиеся персональные достижения» в кино, полученная им в 2004 году. А ещё в Испании, в Овьедо, после Премии принца Астурийского — «нобелевки в искусстве» — ему стоит бронзовый памятник в полный рост.

Андреей Ченко

Так же на KharkovInform: