«Фаворитка» и Оливия Колман


Дата публикации: 4 марта 2019

BAFTA повторила Венецию, и главные призы забрали «Рим» Куарона и «Фаворитка» Лантимоса. На «Оскаре», не сомневаюсь, произойдёт то же самое.

Но «Оскару» сложнее, там нет «Золотого льва» и «Серебряного» — приза большого жюри, — или отдельной номинации для британского кино, в которой на BAFTA победила «Фаворитка», поэтому придётся американским киноакадемикам попотеть, выбирая лучший фильм и лучшего режиссёра (в жизни не забуду позапрошлогодний «“Ла-Ла-Ленд”! Хрен, штанга! “Лунный свет”!»). В общем, нельзя же будет все «оскары» Куарону отдать, сказано — надо делиться.

Что же касается «Ла-Ла-Ленда», пардон, «Фаворитки», то на BAFTA она подтвердила семь из двенадцати своих номинаций, выиграв «лучший британский фильм» у не сказать, что совсем не конкурентной «Богемской рапсодии», а также «Зверя», «Маккуина», «Стэна и Олли» и «Тебя никогда здесь не было», которые по итогу вообще ничего или ничего хорошего не получили. У «Рима» — четыре из семи, зато каких номинаций/побед: и «лучший фильм», и «лучший неанглоязычный фильм», и «лучшая режиссура», и «лучшая операторская работа», — всех задвинул, включая неплохих «Зелёную книгу», «Звезда родилась» и, так ему и надо, ничего особенного «Чёрного клановца».

Немного, может, жаль, «Богемскую рапсодию», но BAFTA справедливо отвесила ей, Реми Малеку, «лучшего актёра» и, разумеется, «лучший звук», а «лучшего актёра второго плана» получил Махершала Али из «Зелёной книги» (и это у неё единственная подтверждённая номинация из четырёх). Женские лучшие, и второго плана — опять же справедливо, к BAFTA никогда никаких претензий — у «Фаворитки», конечно, причём на «второго плана» (хотя это тоже вопрос, ибо кто там второго плана, все три первого) баллотировались аж двое из «Фаворитки» — Рэйчел Вайс и Эмма Стоун, получила Вайс, но я б дал Стоун, если б спросили.

Ну а лучшая актриса, без вариантов, Оливия Колман, как и в Венеции, и на «Золотом глобусе» было — и на «Оскаре» будет. Победа на BAFTA для неё не первая, но предыдущие были BAFTA TV Award — в 2013-м две штуки: за лучшую роль в комедийном сериале «Двадцать двенадцать» и «второго плана» в «Обвиняемых», — плюс на следующий год ещё одна «лучшая актриса» за «Бродчёрч» (там-то многие из нас её впервые и заметили-оценили), плюс «золотой глобус» в 2017-м за «второго плана» в «Ночном администраторе». Но нигде она так во всех нюансах противоречий не раскрывала многогранно, многоаспектно персонажа, как в «Фаворитке». Вопрос, само собой, не к ней, а к персонажам, несложным, до этого, Колман-то выкладывалась по полной. Но только Лантимос дал ей то, куда она смогла вложить весь свой талант. И не говорите мне, что сыграть полоумную — уже залог успеха; в том и дело, что королева Анна не сумасшедшая и не сходящая с ума, а наполовину, на четверть, на чуть-чуть безумная, это больше прихоти, эксцентрика — вполне в духе времени, как показывает Лантимос всем фильмом, и деталями, и музыкой, и композицией: барокко ж, позднее, английское, сверхбарокко, начало XVIII века, всё должно быть причудливым, недопустимым, порочным (barroco и есть «с пороком») и оставаться таким. А так, вынь её, Анну, из контекста, и получишь не меньше королеву, чем другие, небарочные и непорочные, — что она и демонстрирует в финале, где все фаворитки, прошлая и новая, и вообще все вокруг — кролики, а она — она королева, власть как таковая.

Если до сих пор не посмотрели «Фаворитку» и сейчас броситесь, пару советов: не пересматривайте перед этим советский, 1979 года, «Стакан воды» Юлия Карасика, что тоже об этом, но там нет барокко, поэтому и Белохвостикова однолинейна по сравнению с Колман; посмотрите лучше, хорошо подготавливает, в том же настроении и стилистике «Барри Линдон» (1975) Кубрика, «Контракт рисовальщика» (1982) Питера Гринуэя или «Дорогу на Веллвилл» (1994) Алана Паркера. И ещё славно зайдёт после позапрошлогодней «Смерти Сталина» Армандо Ианнуччи.

А вот предыдущих, артхаусных фильмов Лантимоса, в том числе предпоследний «Охоту на священного оленя», до «Фаворитки» не смотрите — могут отпугнуть. Посмотрите после неё.

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: