Экстаз


Дата публикации: 30 сентября 2018

11 октября на наши экраны выходит новый фильм Гаспара Ноэ — как всегда, красивый, жестокий, провокативный.

Ноэ знает, что делает со зрителем. На каннской премьере «Экстаза» журналистам раздали постер, где было написано «Вы презирали “Один против всех”, ненавидели “Необратимость”, питали отвращение ко “Входу в пустоту”, проклинали “Любовь”. Теперь попробуйте “Экстаз”, мой новый фильм. Гаспар Ноэ». Я напомню, что во время просмотра «Необратимости» (да-да, там, где Монику Беллуччи) на Каннском в 2002-м двадцать человек упало в обморок и двести пятьдесят (250!) покинуло зал. А оставшиеся до конца аплодировали стоя. И всё же «Необратимости» Канны побоялись что-то дать, не смогли преодолеть ужаса и отвращения, однако Ноэ настойчив и, представляя каждый новый фильм неизменно в Каннах, таки воспитал зрителя, теперь тот уже не боится Ноэ — и понимает, что такое настоящее, без балды, кино, не заигрывающее с публикой и решающее свои внутренние, чисто художественные задачи.

Нет, сказать, что это первая победа Ноэ на Каннах, нельзя: его «Падаль» в 1991-м и «Один против всех» в 1998-м получали здесь небольшие призы, — но «Экстаз» — это первая крупная победа: главный приз в программе «Двухнедельник режиссёров», и вообще великолепный приём, пресса прямо захлебнулась от восторга, «Экстаз» называют лучшим фильмом Ноэ и ключевым событием фестиваля. О чём он? О танце, экстазе и смерти — в таком вот порядке. Но сюжет пересказывать не буду: фильмы Ноэ смотрят, потому что это фильмы Ноэ, а не из-за сюжета. Ну а всё, что режиссёр хотел бы, чтобы мы знали об этом фильме заранее, до его просмотра, тоже было написано на его постере: «Меня всегда завораживали ситуации, когда внезапно распространяются хаос и анархия, будь то уличные драки, шаманские сессии с психотропными веществами или вечеринки, где под влиянием мощных доз алкоголя люди теряют контроль». Ладно, так и быть, «Экстаз» именно о последнем.

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: