«Эфир» и «Порок надежды»


Дата публикации: 30 ноября 2018

Восемь лет итальянские фильмы не получали гран-при Римского кинофестиваля.

Как в 2009-м победила военная драма Джорджо Диритти «Тот, кто придёт», так с тех пор Аргентина, Индия, Англия, США три раза, Дания два. Но вот и на итальянской улице снова праздник — Festa del Cinema di Roma так и переводится: «Римский праздник кино».

Дело в том, что, напомню, с 2014-го институт жюри на Римском упразднён и упрощён подход к выявлению победителя: голосуют все, кто хочет, все, кто в зале, — зрители, купившие билеты (самый дешёвый — шесть евро), аккредитованная пресса, критики, представители киноиндустрии, почётные гости, после каждого сеанса опускают в урны полученные бюллетени, и всё: premio del pubblico, т. е. People’s Choice Award, т. е. приз зрительских симпатий, более чем демократично. Поэтому и ожидать на Римском победы своих не приходится: тридцать восемь фильмов в этом году из тридцати стран в главном конкурсе, и понятно, далеко не последних режиссёров.

Наши тоже поучаствовали — в лице Кшиштофа Занусси и его польско-украино-литовско-венгерско-итальянской (Госкино Украины оплатило пятую часть бюджета картины, украинские актёры, фильм снимался в Львовской области) историко-мистической драмы «Эфир» — о докторе Фаусте Первой мировой, действительно докторе, военном враче, — и его экспериментах над людьми. «В отличие от Гёте ‹…› в моем фильме герой воспринимает науку как инструмент для ‹…› полного порабощения ‹…› человека, как плотского, так и духовного», — говорит Занусси. Ну а мы по-говорим подробнее, когда фильм выйдет у нас — в марте следующего года.

Итак, в этом году на Римском победил неаполитанский режиссёр («изобретатель архетипов неаполитанского кино», пишут о нём) Эдоардо Де Анджелис (род. 1978), знакомый вам если не по комедии «История моццареллы» (2011), то по криминальной драме «Перес» (2014), или «Неделимым», взявшим четыре небольших приза на позапрошлогоднем Венецианском и затем в 2017-м шесть «Давидов ди Донателло» национальной итальянской кинопремии. Победил его фильм «Порок надежды».

О «Пересе» Де Анджелис как-то в интервью сказал, что перед человеком, «‹…› который больше не боится смерти, отступают все опасности. Меня бесконечно изумляет и вдохновляет способность обычного человека преодолеть страх, обнаружить в себе недюжинную внутреннюю силу». Вот и «Порок надежды» во многом о том же, только в «Пересе» был неаполитанский адвокат, спасая дочь, идущий наперекор мафии, а в новом фильме Де Анджелиса всё глубже и сложнее, режиссёр говорит, что «‹…› основным инструментом повествования является тело ‹…›», история героев фильма «‹…› написана на их теле: прошлое в шрамах, настоящее в жестах, будущее в глазах», а сами герои «‹…› люди отчаявшиеся, цепляющиеся за последнюю надежду» — «Подумайте о холодной зиме, о времени, когда всё вокруг нас выглядит мёртвым, и мы зажигаем огонь, чтобы стало тепло ‹…›. Жизнь упрямо борется со смертью: ‹…› через рождение, смерть и возрождение. Все, что остаётся неизменным, умирает». Это были цитаты из режиссёрской аннотации «Порока» на фестивале, смыслы, которые вложены в фильм — а вот его сюжет: в живущем наркоторговлей и криминалом городке Кастель-Воль-турно, в сорока километрах от Неаполя, Мария занимается тем, что отправляет суррогатных матерей на пароме по реке, чтобы затем, когда они родят, продать детей кто больше заплатит. Но как-то одна из таких матерей сбегает вместе с ребёнком, и Мария со своим питбулем отправляется на поиски. Разумеется, это будут поиски себя — Мария беременна.

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: