«Джокер» и «Атлантида»


Дата публикации: 3 октября 2019

Нет, похоже, Мостра всерьёз взялась за «Оскар» — предопределять его своим гран-при.

Судите сами: в позапрошлом году «Золотой лев» — у «Формы воды» Дель Торо, в прошлом — у куароновской «Ромы»; и у них же главные «Оскары». Проблема в том, что «Оскар» — для американских фильмов, а Венеция — для всех, но оба пока выкручиваются, как с той же испаноязычной, мексиканской, но в копродукции с США «Ромой», да, «копродукция» — хорошее слово, всех выручает.

Но в этом году никакой копродукции, США чисто победили на Мостре — да и шанс был, фора давалась неслабая: из двадцати одного фильма международного конкурса пять американских, в том числе брэдпиттовско-космический «К звёздам» когда-то, в 1994-м, получившего «Серебряного льва» за «Маленькую Одессу» Джеймса Грэя и «Прачечная» Стивена Содерберга, которого и представлять не нужно. А вот же ж не они победили, а вообще до этого не фестивальный и снимавший одни комедии, отвязные, с типично американским юмором и гэгами — вы их смотрели: «Убойная парочка: Старски и Хатч» (2004), «Мальчишник в Вегасе» (2009) и два его продолжения, «Впритык» (2010), «Парни со стволами» (2016) и др. — Тодд Филлипс. И взял «Золотого льва» его антикомедийный «Джокер» — о том самом суперзлодее из вселенной «DC», враге Бэтмена.

Реплика в сторону (а может, и не в сторону): в последнее время в американском кино задают тон (я имею в виду «Оскар» и проч.) такие жанровые — гы-гы, ха-ха — комедийщики, перешедшие в другой или смежный жанр: Адам Маккей, снявший «Телеведущего», «Сводных братьев», «Копов в глубоком запасе», ещё одного «Телеведущего», а потом раз — и «Игру на понижение»; Питер Фаррелли, смешивший, смешивший вместе с братом Бобби: «Тупой и ещё тупее» (и продолжение), «Я, снова я и Ирэн», «Застрял в тебе», «Девушка моих кошмаров», — а потом вильнувший и в одиночку снявший «Зелёную книгу».

«Игра на понижение» и «Зелёная книга» ещё сохраняют прямую связь с комедией, но как жанр — шире. «Джокер» — обратный комедии жанр, как и сам Джокер — комик Артур Флек, которого всё, обстоятельства, жизнь, и не в последнюю очередь семья миллиардеров Уэйнов (Брюс Уэйн, вы помните, — Бэтмен), заставило превратиться в злого клоуна Джокера, смеющегося, ещё как смеющегося — но зловеще. И точно так же «Джокер» — антигероический, антикомиксовый. Пишут: нуар, психологический триллер-драма. А уж насколько хорош Хоакин Феникс (всегда отказывавшийся от ролей в экранизациях комиксов, и не сыгравший поэтому, например, — слава тебе господи! — Доктора Стрэнджа) в роли Флека, видно даже по трейлеру. Вы думали, лучший Джокер — Джек Николсон? (Хит Леджер? Джаред Лето?) Ну-ну.

А во второй по значимости, после главного конкурса, секции — программе «Горизонты», что для фильмов, которые «представляют новые тенденции в развитии кинематографа» — победила (и тоже без копродукции, в чистом виде) украинская «Атлантида» Валентина Васяновича (вспоминаем: его предыдущий, документально-игровая драма «Уровни чёрного» 2017-го взяла в на Одесском приз ФИПРЕССИ, гран-при Фрибурского, операторскую «Золотую дзиґу» и пошла от Украины на «Оскар» — но до шорт-листа не дошла).

«Атлантида» — о Донбассе, что вернётся к нам в 2025 году, но — постапокалиптика: в таком разрушенном и опустошённом виде и с экологией, совершенно непригодной для жизни, что фильм сравнивают с «Безумным Максом» — и с Оруэллом, говоря об экологии уже души, травме памяти. Ну а мне очень хочется сравнить «Атлантиду» (когда она выйдет) с «Донбассом» Лозницы, взявшим в прошлом году приз за лучшую режиссуру на аналогичном конкурсе — «Особом взгляде» — Каннского. Мне кажется, в будущем, лет через много, их будут, несмотря на разницу в жанрах, воспринимать как своего рода дилогию. А если появятся ещё хорошие — художественно хорошие — фильмы о Донбассе, то и не дилогию.

Андреей Ченко

Так же на KharkovInform: