«Дыши» («Breathe») 2017


Дата публикации: 9 ноября 2017

«Дыши» («Breathe») 2017; Великобритания; байопик, драма Режиссёр: Энди Серкис В ролях: Эндрю Гарфилд, Клер Фой, Том Холландер, Хью Бонневилль, Дин-Чарльз Чепмен и др.

Тоже байопик, тоже о сильной женщине, тоже режиссёрский дебют и тоже из новых торонтовских премьер — не призёр, но впечатление на критиков и зрителей произвёл большое.

Вы будете его сравнивать с «Теорией всего», а Эндрю Гарфилда — с Эдди Рэдмейном, сыгравшим Стивена Хокинга (и получившим за это «оскара» и много чего ещё), — пока не посмотрите сам фильм. Только формальные аналогии: оба инвалиды, оба прикованы к креслу, и оба продолжают жить, как и все люди, максимально без ограничений. Ну и жанр — духоподъёмная мелодрама, т.е. о любви; но без сентиментальщины, лишних слёз и т.п. — даже весёлая: «с теплотой и юмором», пишут критики. А Энди Серкис — британский актёр, человек-движение, человек-голос, это он Голлум во «Властелине колец» и Цезарь в «Планете обезьян» (ещё Кинг-Конг из фильма 2005 года), с него — его работ — начался спор, где граница между актёрской игрой и компьютерной графикой. Наверное, «гению технологии “захвата движения”», как называют Серкиса, этот спор порядком надоел, раз он так, по-другому, решил показать нам, на что способен.

И оказалось, на многое. Романтическая история любви, которую должна оборвать смерть парализованного после полиомиелита 28-летнего героя фильма, будет длиться и благодаря его силе воли, и в большей степени — силе духа его жены, не оставившей его больнице, забравшей домой, хотя врачи и предупреждали: без спецаппаратуры он не проживёт и двух недель. А так, в инкубаторе среди таких же обездвиженных, только говорящих голов (и в фильме реально показано, даже в трейлере, как они лежат, словно в морге, в камерах, одни головы торчат), — может быть, и несколько месяцев. Но он прожил ещё тридцать шесть лет — вне больницы, да собственно, и вне дома временами, путешествуя по миру с женой, растя сына, общаясь с друзьями — которые придумали для него передвижное кресло с аппаратом искусственной вентиляцией лёгких и другие устройства для жизни как жизни.

Я снова подчеркну, что фильм на такую тяжёлую тему — у Серкиса лёгкий, и сыгравший главного героя Эндрю Гарфилд так же по-хорошему, тихо и невыспренне, героичен, как и в «По соображениям совести» Мела Гибсона, за который был номинирован на «оскар». Очевидно, поэтому Серкис и позвал его (а ещё родство душ — Гарфилд ведь тоже типа «захват движения»: «новый человек-паук», — пытающихся вырваться из комиксовых образов).

И не забудем, конечно, что фильм в первую очередь о ней — той, которая главного героя спасла. И спасла, опять же, без пафоса и героики, силой чувств. Они оба — воспользуемся рецензией тех, кто посмотрел фильм на Торонтовском — «не просто сильные и любящие друг друга люди, они относятся к выпавшим на их долю трудностям с юмором и спокойствием, которые оказываются заразительными». Таков, пишут, и весь фильм.

Андрей Ченко

Онлайн-версию журнала «Что? Где? Когда?» читайте по ссылке
https://issuu.com/whatwherewhen/docs/11_223_2017_________________02

Так же на KharkovInform: