Домашний арест


Дата публикации: 29 июня 2019

Летом нужно смотреть комедии. А лучший комедийный сериал прошлого года — «Домашний арест» Семёна Слепакова и Петра Буслова. Слепаков и продюсер, и сосценарист, и то, что называется креатор, автор идеи, Буслова, режиссёра (кроме пилотной серии) вы хорошо знаете по «Бумеру» (2003), и второму «Бумеру» (2006), и по «Высоцкий. Спасибо, что живой» (2011), но не знали, на что он способен в комедийном жанре (хотя и «Бумеры» ж не без приколов, а он там в сценаристах). И — Буслов, напомню, ещё в 2006-м снимал первые выпуски «Наша Russia», так что совершенно не чужой ни Слепакову, ни комедийному жанру. И да, Буслов, ну почти как Рязанов, любит давать себе маленькую роль в своих фильмах, в том же «Бумере», если помните, старшего на АЗС, — в «Домашнем аресте» он (в двух сериях) полпред президента, усатый такой, устраивающий губернатору разнос, смешивающий его и других с сами знаете чем, верховная власть в фильме. Что же касается «лучшего сериала», то на «Нике» «Домашний арест» в лице Слепакова и Буслова получил спецприз «За творческие достижения в области телевизионного кинематографа», а уж что он наполучал от Ассоциации продюсеров кино и телевидения в области телевизионного кино (это аналог «Эмми»), я молчу: и «лучший комедийный сериал», и лучшая режиссура, и сценарий, и лучший актёр, и второго плана, и актриса второго плана, и т. д.

При этом «Домашний арест» Слепаков не отдал в телевизор, только в Интернет, на онлайн-сервис, да и сложно представить этот нещадно сатирический — там же все такие, как герой Буслова, каждый по-своему — со здоровым идиотизмом и беспринципным авантюризмом (денежным, конечно) всех и вся на российском телевидении среди беспринципного идиотизма, слишком оголило бы его.

Но дело даже не в этом, не в предмете сатиры, — «Домашний арест», безусловно, произведение искусства (его и называют «чудом») и в своём жанре — Салтыков-Щедрин, «Мёртвые души», Ильф и Петров. Слепаков в интервью, отвечая на вопрос, не Хлестаков ли главный герой, говорит: «Изначально образ родился от Бендера. Я задумался: кто такой современный Остап Бендер? Чиновник, конечно. Тема у нас абсолютно животрепещущая ‹…›» А уж что касается языка, фразеологии, то и как Ильф с Петровым, «Домашний арест» хочется цитировать и цитировать, применять и применять в быту, «Действуй-злодействуй», «Очень плохой кофе (водка, коньяк, сосиски и т. п.)» и многое др.

И — мы же о произведении искусства — просто несколько моментов, без всецелого анализа, о том, как с любовью всё сделано: мульпликационную заставку к сериалу снял Александр Петров, лауреат «Оскара» (2000) за «Старик и море», а саундтрек, тоже специально, написал француз Людовик Бурс, «оскаровский» же лауреат в 2012-м за музыку к «Артисту», Слепаков рассказывает, что долго его убалтывал, говорил про коррупцию и коммуналки, водкой поил. «Я люблю этот сериал, я очень сильно в него вложился. Реально, что мог, вложил — даже бабушкину мебель перевёз из Пятигорска на съёмочную площадку» — и это чувствуется, видно.

Итак, «Домашний арест» — сериал невероятно смешной, обаятельный, бесстрашный — и умный. Ведь пишут о нём (Василий Степанов): «Это не рассказ про плохих чиновников, убрав которых, страна вдруг заживёт новой жизнью, а коллективный портрет России, вечной и современной, нерушимой и неделимой семьи (или тюрьмы, кому как), состоящей из граждан, удобно повязанных круговой порукой коррупционных связей и двойных стандартов» — и ещё: «Их поведение трудно объяснить стяжательством, тягой к лёгкой жизни или какой-то внутренней испорченностью: просто они часть нашего общего мелкотравчатого мира». Будем сравнивать со «Слугой народа»?

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: