Доля ангелов


Дата публикации: 31 Август 2012
Доля ангелов

Гуманист нашего времени Кен Лоуч снял комедию о британских отбросах общества, английском мате, шотландском виски, безработице, человеческих идеалах и потертом временем и промышленной революцией Глазго. Отвечая на уточняющий вопрос прессы «Что же все-таки он снял — комедию или трагедию?», Лоуч ответил честно: «Жизнь».

76-летний рентгенолог современного общества Лоуч решил снимать «Долю ангелов» после того, как число молодых безработных в Великобритании в прошлом году достигло миллионного показателя. Сделав вывод, что безработные могут быть уверены только в одном — «что никогда не найдут работу, постоянную и надежную», — Лоуч наглядно продемонстрировал, что любимая формула консерваторов «Достаточно быть инициативным, чтобы преуспевать», как минимум, несовершенна. Хотя бы потому, что обвиняет исключительно самих неудачников в своих несчастьях.

Когда-то Кен Лоуч был автором документальных фильмов о британских шахтерских городах и профсоюзном движении, что не приветствовалось на британском ТВ 80-х. Самому Лоучу сообщили тогда, что «он ненавидит родину». Лоуч оставался тем, кто на пике премьерства Тэтчер мог сказать: «Если в мире наступят изменения, то это произойдет благодаря рабочему классу. Но для этого нужно иметь хороших лидеров». Лоучу сообщили, что он социалист, а кинематографический стиль картин, десять раз отбиравшихся на конкурс Каннского кинофестиваля, назвали «реализмом кухонной раковины». Сын шахтера, окончивший Оксфорд, посчитал это комплиментом и наступил на еще один больной британский мозоль — ирландскую тему в картине «Ветер, что колышет вереск», в 2006-м году отмеченную каннской «Золотой пальмовой ветвью».

И вот «Доля ангелов», награжденная Призом жюри в Каннах-2012, — смешное, гуманное и трезвое повествование о тех, кого в Британии принято называть «scum» — «отбросами общества». Без юмора никак — считает классик остросоциального кино Кен Лоуч, — потому что «нельзя снимать то, что снимаю я, и не быть при этом комедиантом — в этом случае лучше сразу засунуть голову в духовку». Шотландский Глазго, бывший в XIX веке локомотивом Британии и «вторым городом Империи», в XX веке совершил настолько крутое экономическое пике, что на выравнивание экономической ситуации все еще идут усилия последних тридцати лет.
Выставки, конференции, художественные галереи, центры науки и спорта сосуществуют с заметной долей деклассированного населения, в точности изображения которого у Лоуча нет конкурентов.

The Guardian назвала «Долю ангелов» Лоуча «Ответом Шотландии на всё в полной мере». Самое главное в социальных законах, оказывается, не труд, статус, ресурсы, капитал и их взаимодействие, а реализованный шанс, меняющий расположение на социальной лестнице. Это все равно, что поймать ту самую «долю ангелов» — два процента алкогольных паров, испаряющихся из бочки за период выдержки шотландского виски…

Доля ангелов
Режиссер: Кен Лоуч
В ролях: Пол Брэнниган, Джон Хеншоу, Гари Мейтленд, Жасмин Риггинс, Вильям Руан, Роджер Аллам, Шиван Рейли

Текст: Татьяна Донец

Так же на KharkovInform: