До свидания там, наверху


Дата публикации: 20 мая 2018

2017; Франция;

драмеди

Режиссер: Альбер Дюпонтель

В ролях: Науэль Перес Бискаярт, Альбер Дюпонтель, Лоран Лафитт, Нильс Ареструп, Мелани Тьерри и др.

Сначала роман, по которому снят фильм, получил, в 2013-м, Гонкуровскую премию, теперь фильм получил «сезара» за лучшую режиссуру, и оба сценариста — автор романа и режиссер — «сезара» за лучший адаптированный сценарий. (И еще у фильма «сезары» за лучшие декорации, костюмы и операторскую работу, он один из двух фаворитов премии.)

То, что хороший роман станет хорошим фильмом, даже было предрешено: один из гонкуровских академиков так и сказал — что роман написан «определенно по-кинематографически» (и пояснил: у автора «одновременно медленная и быстрая манера письма, потому что он находит время описать поступки и действия молниеносными словами»).

К своей общей победе Пьер Леметр, писатель, и Альбер Дюпонтель, режиссер, шли долго и примерно одной дорогой: Леметр как популярный писатель-детективщик, все больше и больше оттачивающий стиль и стремящийся в литературу высокую, Дюпонтель как стендап-комик, один из самых известных юмористов Франции, стремящийся в кино, а в кино из актеров в режиссеры, а как режиссер — из жанра чистой комедии к более сложному, трагикомедии. (Впрочем, особую славу ему принесла именно роль в драме, жесткой драме — помните скандальную «Необратимость» [2002] Гаспара Ноэ? Он там играл Пьера, бывшего мужа главной героини, мстящего за нее.) Не раз попадая в номинанты «Сезара», то за лучший дебютный фильм, то как лучший актер, Дюпонтель получил его в 2014-м за сценарий к своему фильму «9 месяцев строгого режима». И вот он, долгожданный и заслуженный «сезар» за режиссуру.

Итак, о чем фильм? Официальный (т. е. распространенный) анонс гласит: «Последние дни Первой мировой войны. Капитан Прадель, негодяй, для которого человеческая жизнь ничто, посылает на верную гибель двух рядовых — блестящего молодого художника, сына миллионера Эдуара Перико и бывшего почтальона Альбера Мэйлара (его играет Альбер Дюпонтель — А. К.). Эдуар спасает жизнь Альбера, но сам тяжело ранен. Его лицо чудовищно изуродовано, и таким он не хочет возвращаться в замок отца. Объявив себя погибшим и скрыв навсегда лицо под маской, Эдуар начинает рисовать потрясающие картины о войне. Альбер становится импресарио “человека без лица”. А тем временем капитан Прадель, разбогатевший на аферах в похоронном бизнесе, по злой иронии судьбы женится на сестре Эдуара. Рок неумолим, и всем троим суждено встретиться лицом к лицу…»

В общем, все, что надо для хорошего сюжетного фильма с крепко закрученной интригой. (И о романе писали, что он не столько исторический, сколько приключенческий.) Но учтите: это не драма, а драмеди, настраивайтесь на это. И еще, мне кажется (судя по трейлерам), «До свидания там, наверху» похож на «Вавилон Берлин»: интригой, временем, декорациями и — там тоже танцуют.

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: