«Рома» vs «Зелёная книга»


Дата публикации: 31 марта 2019

Не, «Оскар» в этом году не разочаровал, наоборот, приятно удивил. Очень.

После BAFTA, где лидировали «Рома» и «Фаворитка», казалось, «Зелёную книгу» задвинули, и повторится прошлогодняя венецианско-торонтовско-«оскаровская» петрушка: победитель Венеции победит победителя Торонто, отберёт у него всё, как «Форма воды» у «Трёх билбордов». Ощущение это усугублялось тем, что и прошлогодний венецианец — дель Торо — и нынешний Куарон мексиканцы и серьёзны донельзя, а такие лёгкие, такие озорные (и не глупые при этом!), такие про американскую глубинку с её расово-классовыми забобонами «Три билборда» с «Зелёной книгой» пали под их тяжестью в глазах киноакадемиков.

«Рома», где б ни появлялся («Золотой глобус», «Выбор критиков»), забирал себе всё, и «лучшего режиссёра», и «лучший фильм», что заставляло к нему присмотреться, но с другой стороны — так ли уж он хорош: не много ли Тарковского, не чересчур ли прямолинейны параллели с современностью — титушками и Майданом — и отсылки к себе любимому в виде космонавтов в скафандрах в открытом космосе и детей в костюмах космонавтов (да поняли мы, поняли, откуда ноги растут у «Гравитации»), и основное, не сильно ли он давит на эмоции, спекулируя, в целом — живой или сделанный, искренность или холодный расчёт, разводит нас, зрителей? Впору было кричать #NoRoma — по аналогии с #NoKazka, — но и без нас обошлись: «лучший фильм» — «Зелёная книга» (плюс «оскары» за оригинальный сценарий и второй уже после позапрошлогоднего «Лунного света» Махершале Али за лучшую мужскую роль второго плана — действительно замечательно разноплановому актёру); «лучшая режиссура» (а также «лучший фильм на иностранном языке», ибо хитёр-бобёр, куароновский фильм и мексиканский, и американский при этом, и так и так призы на премиях собирает, — что тоже, кстати, характеризует его: хитропопость как та же сделанность, тот же расчёт; и за лучшую операторскую работу — Куарону же, ибо «Рому» он снял сам, без ансамбля, без Любецки).

Молодцы всё-таки киноакадемики, страшный сон не сбылся — сбылся, но частично, как дежавю: «Оскар»-2014, Куарон получает «лучшую режиссуру» за «Гравитацию» (и мы боимся за Буллок, что и ей, номинированной на «лучшую женскую» за то, что так громко визжала в открытом космосе, и ничего больше, — дадут), а «Гравитация» ещё шесть «оскаров», включая за операторскую работу Любецки. Но видите, всё к лучшему в этом лучшем из миров: в этот раз всего три.

И то, что актёрских «оскаров» первого плана получили Рами Малек за «Богемскую рапсодию» и Оливия Колман за «Фаворитку» — тоже очень хорошо, справедливо, именно за них мы и болели. И «Фаворитка», и «Богемская рапсодия» (и «Звезда родилась» со своим единственным «лучшей песней к фильму») паллиативно устроили бы нас, получи они «лучший фильм» (главное — #NoRoma!), но так, как сейчас, вообще идеально. У «Богемской рапсодии», к слову, количественно сложилось больше всех, но остальные, кроме Малеку, «оскары» — мелкие (монтаж и пр.). Немного совсем не понятен успех — ну, слился же, слился давно уже Спайк Ли — ерундового «Чёрного клановца» с «лучшим адаптированным сценарием» и три «оскарика» («оскарика», но три) «марвеловской» — комиксы и комиксы себе — «Чёрной пантеры», но пусть их, нестрашно, главное — ну, вы понимаете.

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: