ЧУДО


Дата публикации: 2 сентября 2019

Спорим, вы пропустили один из самых классных сериалов прошлого года. Я специально о нём не писал, всё ждал, что проснутся, пойдёт ажиотаж, хотел сверить впечатления — но нет, тишина, даже на «КиноПоиске» ни одной рецензии, все проспали. А ведь какая-нибудь ерунда типа «Игры престолов» или «Очень странных дел», не говоря уже о «Касл-Роке» и других всегда неудачных экранизациях Кинга, заставляет о себе говорить месяцами. Кстати, у «Касл-Рока» IMDb 7,7, а у «Чуда», о котором я говорю («Il miracolo», но у дубляторов — «Чудо: Слёзы Мадонны», чтоб не путалось с другими «чудесами») — 7,6, что ещё раз подтверждает: на IMDb ориентироваться, конечно, стоит (а что ещё остаётся, какие варианты?), и если ниже семёрки, качать не нужно, плеваться будете, но что выше — уже условно и относительно, вон у «Очень странных дел» аж 8,9, и сравните их, когда посмотрите «Чудо», с ним — сколько тогда у него должно быть — 9,3; 9,6?

Об итальянских сериалах мы, когда можем, пишем: «Молодой Папа» (второй сезон которого — жизнь-то налаживается! — обещают уже в ноябре), «Рокко Скьявоне». (А вот о «Гоморре» не писал, она после второго сезона сильно поплохела, мелодраматизировалась, пафос дурацкий появился, и всё стало картонным, киношным, в общем, всё как всегда, когда постановщики гонят вал, не зная, чем ещё увлечь зрителя, и давят на эмоцию. Вместо неё я бы вписал в этот ряд лучше не итальянский — британский, — но такой итальянский по духу и на итальянском же материале «Траст» Дэнни Бойла, кстати, тоже из пропущенных, малозамеченных и с IMDb 7,6.) Итальянские сериалы, как бы это сказать, — стильные. Вы видели итальянских карабинеров в униформе от Prada? (А другие полицейские подразделения — в от Armani и Valentino.) Вот и сериалы у них такие же, и пожалуй, что «Чудо» — среди лучших из лучших. Ну как бы с иголочки во всех отношениях — и по красоте самой картинки, и по глубине такой простой в своей сути и парадоксальной при этом мысли, и по игре актёров, психологическим нюансам, раскрывающим героев, их взаимоотношениям между собой, и по фабуле — необычной, неизбитой и, опять же, неперемудрённой, текущей естественным образом, и по композиции, так славно, легко, без нажима переключающей с одной сюжетной линии на другую и каждую, кроме первой, серию (всего восемь, это мини-сериал) начинающей со сквозной флэшбечной, и то, что зритель, держимый интригой до конца, останется в дураках — понапридумывает себе объяснений по ходу, настроится (типа какой я умный) на финал, а вот вам фигушки, и дело оказывается не в том — всё гораздо проще, но вы этого себе и предположить не могли.

Ладно, я знаю, вы ждёте хоть какого-то пересказа сюжета, хоть в двух словах, хоть самое начало. Хорошо. При налёте тех самых красав-карабинеров на загородный дом мафиози его находят в ступоре и всего в крови, весь дом, пол, стены, всё в крови. Кровь, тут же выяснятся, не его и не его жертв — а Мадонны. Пластмассовой литой статуи, штамповки (2 кг 300 г), невероятным образом — вопреки законам физики — выделяющей из глаз девять литров человеческой (мужской, как определяют учёные) крови в час. «В чём трюк?» — спрашивает вызванный на секретную базу полиции премьер-министр, неверующий, к слову (напомню, что это в самой верующей — ОК, набожной — стране мира, где Ватикан, Папа Римский, апостол Пётр и т. п. — и мы ещё ничего не сказали о юморе, иронии фильма, когда и горькой, а когда — вот как сейчас). А трюка нет — чудо, которое нужно скрывать (в том числе от Ватикана), чтоб толпы паломников не смели здесь всё, включая правительство, которое и так шатается после референдума о выходе Италии из ЕС. Видите, как тут всего много — на самом деле в сто раз больше.

Чудо — это знак, да? Вот и будете гадать до конца фильма, знак чего, как и герои, — что было причиной и что следует сделать теперь, на что это чудо указывает. Или ни на что, чудо ни о чём, само по себе.

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: