Что ты будешь делать, когда мир в огне?


Дата публикации: 29 декабря 2018

На Мар-дель-платском гран-при взял тот же фильм, что до этого и на Сан-себастьянском, — «Между двумя водами» Исаки Лакуэсты. Поэтому расскажем о серебряном призёре.

А «Серебряный Астор» за лучшую режиссуру — у итальянца Роберто Минервини за фильм «Что ты будешь делать, когда мир в огне?» И «Серебряный Астор» лучшей актрисе тоже — Джуди Хилл из этого фильма, сыгравшей, ну как сыгравшей, он же документальный, в нём себя — хозяйку бара, который закрывают, и из дома её с 87-летней матерью выселяют, т. к. их не очень респектабельный афроамериканский район города джентрифицируется — приводится в порядок, благоустраивается, чтобы стать дорогим, респектабельным и белым. Фильм именно об этом — о белом мире, наступающем на чёрный, вытесняющем его на задворки, и социальные, любые, о гетто и резервациях: вторая из трёх параллельных историй фильма — о вожде индейского племени, третья — о чернокожих подростках братьях Рональдо и Тайтусе, чей отец сидит за наркотики и мать которых делает всё возможное, чтобы они не пошли тем же путём. И на фоне этих историй — «Новые чёрные пантеры», раздающие еду бездомным, патрулирующие свой район, устраивающие уличные протесты против жестокости полиции.

Речь о южных американских штатах, Миссисипи и Луизиане, Минервини уже более двадцати лет живёт в США, вернее, на два дома (фильм «Что ты будешь делать…» — копродукция Италии, США и Франции), и документирует Америку — ту, которую Европа не очень знает, да и сама Америка не очень хочет знать. Сначала это была «Техасская трилогия»: «Проход» (2011), «Отлив» (2012), взявший один из небольших призов на Венецианском, и «Унять сердцебиение» (2013), поучаствовавший в Торонто и Каннах и получивший итальянского «Оскара» — премию «Давид ди Донателло» — как лучший документальный фильм. «Техасская трилогия» тоже рассказывала об американском Юге — глубинке, живущей жёстко патриархальной жизнью, жёстко — по отношению прежде всего к детям, подросткам. Следующий фильм — «Другая сторона» (2015) — принёс Минервини не награды, но славу: само название говорящее, это история мелкого наркоторговца из Луизианы, отсидевшего, живущего жизнью социального дна, откуда ему никогда не выбраться: «иждивенчество, алкоголь, наркотики, насилие, примитивные развлечения», ещё злость и обида на общество, «презрение и ненависть к окружающему миру», как характеризует мир своих героев сам Минервини в интервью. Но: «Стыдно не знать, что такая жизнь в Америке есть, стыдно не понимать, почему она есть, и как сделать так, чтобы этим людям жилось хотя бы немного лучше».

Вот, пожалуй, о тех, кто это делает, борется с такой жизнью, а не живёт в ней, просто злясь на неё, новый фильм Минервини. В «Другой стороне» дно было белым, в «Что ты будешь делать, когда мир в огне?» (кстати, название тоже говорящее, это спиричуэлс) — чёрное, но не беспросветно, как в прошлом фильме, и вообще Минервини отчаянно симпатизирует своим героям и показывает — есть за что. В интервью он говорит, что два года, перед тем, как начать снимать фильм, жил среди них, их жизнью, пока ему не начали доверять, даже «Чёрные пантеры».

Критики пишут, что у Минервини «получился невероятно искренний и остросоциальный фильм», несущий «заряд ураганных эмоций». И ещё: «Хотя его фильм стал эхом громкой истории с убийствами чернокожих и последовавших за ними протестов по всей стране, Минервини избегает насилия в кадре. Единственная сцена, которая показывает, насколько не защищены его герои, — столкновение с полицией в ходе мирного протеста у здания местной администрации» (Анна Михайлова). Минервини рассказал, как тогда вместе со всеми оказался под полицейскими пулями: «Мне было очень страшно ‹…›. Я не хотел умереть или получить пулю, но я сделал выбор, и я помню, как “Чёрные пантеры” при- ветствовали меня: “Добро пожаловать на тёмную сторону”».

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: