Черное зеркало Black Mirror


Дата публикации: 10 апреля 2018

Вот и посмотрели мы четвертый, последний сезон британского «Черного зеркала». Последний — в смысле действительно последний.

Создатели нас уверяют, что лавочка закрылась и теперь после своей смерти сериал возродится в видеоиграх и книжках — с новыми, оригинальными историями, которых не было в фильме. Книжек запланировано пока три, первая из них уже вышла в феврале, а в сентябре появится и в украинском переводе.

Жаль прощаться с полюбившимся, но лучше так, светлая память, чем видеть — вот это настоящая смерть, — во что превращается, деградирует некогда славный, захватывающий, глубокий «Ходячие мертвецы» с нынешним, седьмого сезона, дурацким пафосом и совсем уж дешевой театральщиной или как низко пал великолепный, восхитительный «Шерлок» вместе с Камбербэтчем — лучшим Холмсом за всю историю экранизаций, — а в четвертом сезоне убожище, мелодрамка, сопли-вопли. (А parte: как и у Конан Дойла, начиная с третьего сборника, «Возвращения Шерлока Холмса» — из Рейхенбахского водопада, — где рассказы — подражание ранним, сюжет ходулен и схематичен.)

Итак, светлая память — что мы можем сказать о почившем, какими словами проводим? Черный юмор, важные насущные проблемы? Да, и это тоже, безусловно. Как и разножанровость каждой серии, от технотриллера и хоррора до лав-стори, и космооперы в последнем сезоне, не заскучаешь. Но и не мельтешит в глазах, все цельно, как в таблице Менделеева, тем более то там, то там ненавязчивые, почти незаметные, чуть ли не 25-м кадром, отсылки к предыдущим сериям, говорящие, что при всей антологичности, т. е. мозаичности, сериала это единая вселенная, или если хотите, гипертекст.

Ну а раз так, то и спектр вопросов, проблематика у него должна быть общая. Нет, я не о том, что «технологии влияют на нашу жизнь и наше сознание, переворачивая их, подчиняя себе» — чего сыпать очевидностями, это и так понятно. Речь о более древних вопросах, более важных и более глубинных — о последствиях выбора, индивидуального (становящегося коллективным) человеческого решения. Прогресс был всегда, всегда появлялись новые технологии и девайсы, направляющие развитие цивилизации по тому или иному пути, в одну из возможных сторон, сыгравший из тысяч вариант, — но выбор, ответственность за него, необходимость предусмотреть, просчитать последствия — за человеком.

Нести ответственность, троды плудов — вот, пожалуй, идея, которая разворачивается внутри сериала в каждой серии. Ибо и технологии нам не валятся на головы с кораблей инопланетян, и человек при таком раскладе не пассивное существо, встроенное в гаджет.

«Хочешь? Получай!» — это очень похоже на закон возмездия, но опять же, суть в том, что не гаджеты воплощают его. Так или иначе в каждой серии благодаря какой-нибудь новой технологии общество делится на палачей и жертв — нет, не этой технологии, а друг к другу, и как правило, здесь все очень непросто и неоднозначно. В «Белом медведе» (названия серий в «Черном зеркале» часто символичны, не напрямую содержат смысл, их нужно разгадывать) преступницу, садистку, детоубийцу приговаривают к такому наказанию, в котором — участники шоу — обычные люди, непреступники, одним своим присутствием, вовлеченностью вершат правосудие над ней — многоразово, каждый день заново, и так бесконечно. Но шоу есть шоу, оно происходит для развлечения, радости, удовлетворения инстинктов — и кто здесь теперь палач, садист, жертва?

Вот какими мыслями после просмотра последнего сезона «Черного зеркала» и пересмотра предыдущих я хотел бы с вами поделиться.

P.S. Когда статья уже была готова и сдана, стало известно, что «Netflix» все-таки не выдержал потока наших слез и продлил «Черное зеркало» еще на один сезон.

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: