«Бюро легенд»


Дата публикации: 4 марта 2019

Как бы не проспойлерить. А, ладно, не могу смолчать: в последнем, недавно вышедшем четвёртом сезоне французского шпионского сериала «Бюро легенд» где-то в восьмой серии появляется Харьков — в связи со всемирным конгрессом айтишников (хакеров). А так как этот сериал остроактуальный, в чём, так сказать, его принципиальная особенность — действие происходит на территориях, что волнуют мир: Сирия, Иран, ИГИЛ, в последнем сезоне — Москва и ДНР (наш Алексей Горбунов играет фээсбэшника высшего ранга, Марина Спивак из звягинцевской «Нелюбви» — московскую любовь главного героя), — и отражает, пусть не реалии, пусть образы, которыми реалии чётко представлены миру и фигурируют в его сознании; так вот, приятно, что Харьков представлен именно таким образом, одно дело, когда он сам о себе думает как о крупном айтишном центре, другое дело — увидеть себя таким в жутко популярном французском сериале.

Сериале очень интеллигентном, который все хвалят за сценарий и драматургию, напряжённом, как и должен быть шпионский триллер, с хорошей интригой, непредсказуемыми поворотами действия, классной игрой классных актёров (все отмечают негероичность внешности главного героя в исполнении Матьё Кассовица, который, напомню, не только актёр хороший, но и режиссёр, это он снял «Убийца[ы] [1997] и «Багровые реки» [2000], а за «Ненависть» в 1995-м получил приз за лучшую режиссуру Каннского, — шпионы и должны быть такими, если они не киношные) и очень французском, не похожем на другие своего жанра.

Что имеется в виду — во-первых, это не боевик, а драматический триллер (во всём первом сезоне, заметил кто-то, ни разу не стреляют, а другой кто-то — что нет ни перестрелок, ни даже погонь и драк); во-вторых, не только у Дебои, героя Кассовица, нешпионская внешность, но и все остальные работники Бюро — управления внутренней безопасности французской разведки — нормальные обычные люди, иногда очень обычные, как вечно потеющий толстяк в очках из четвёртого сезона, неуклюжий, кабинетный работник, великолепный аналитик, мастер своего дела, поэтому его и посылают в самое пекло ИГИЛ, где идут бои, опознать и расколоть террориста; в третьих, вот как в этом случае, в каждом сезоне две-три параллельных сюжетных линии, поддерживающих друг друга, помогающих одной лучше раскрыться через другую, и пересекающихся только там — в Бюро. В-четвёртых, если говорить о проблематике, то главный вопрос сериала, пожалуй, об ответственности — и не только за своих, посланных на задание (если хотите, «спасти рядового Райана» вполне может быть девизом «Бюро легенд»), но и за тех, кого приручили — завербовали и… полюбили.

Вот тут вот в-пятых и -главных. Ах, лямур французский тужур. И что, если весь мир воспринимает французов именно так, то, спрашивается, зачем им отрекаться от образа, пусть стереотипа, и ломать его через колено, пытаясь доказывать, что они больше, чем просто это, а это — так себе, расхожее клише. Нет, французы молодцы (в этом сериале — точно), они вдохнули в понятие «француз-любовь» больше жизни, чем оно, вероятно, заслуживает, и сделали его реальным, ощутимым, настоящим. В общем, вы поняли, что «Бюро легенд» при определённом взгляде на него — о любви. Но не мелодрама.

Любовь — рычаг всего действия, в ней причины, и мотивировки решений, которые принимают герои сериала, в каждой сюжетной линии на протяжении четырёх сезонов. И повторюсь, ни слащавым, ни выспренним это не выглядит, а естественно, как дóлжно.

Ну и в-шестых, вот тот застрявший с «новой волны», с пятидесятых, во французском кинематографе тяжёлый и вязкий экзистенциализм, от которого зубы сводит, а он всё никак из французского кино не выветривается, какие бы новые ветра ни проносились, новые эпохи ни наступали, ставший национальной идеей, хуже — доктриной, визитной карточкой французского искусства, — его нет, абсолютно, в «Бюро легенд», оно свободно, легко, красиво и умно без умничанья.

Но на слове «умно» заканчивать нельзя, поэтому — о милых глупостях, которые, как в жизни, прощаешь. Об одной, напоследок. Где-то в третьей серии последнего сезона, там, где дело в Москве, мелькает магазин «Квіти». Может, тоже в Харькове снимали?

Андрей Ченко


Fatal error: Call to a member function build_links() on null in /home/chtogde/inform.kharkov.ua/www/wp-content/themes/Inform2014/single.php on line 38