Братец Гитлер


Дата публикации: 3 октября 2019

Помните позапрошлогоднюю «Смерть Сталина» Армандо Ианнуччи? Невероятно прикольную. Едко сатирическую (запрещённую в России к показу)1. Вот с кем хочется сравнить нынешнего гран-призёра (а его выбирает не жюри, а сами зрители) Торонтовского — «Кролика Джоджо» (США) Тайки Вайтити (Новая Зеландия). «Смерть Сталина» в Торонто-2017 ничего не завоевала, а в этом году Ианнуччи привёз на фестиваль свою следующую работу, тоже комедию «История Дэвида Копперфилда» (не перепутайте, по Диккенсу), и с тем же успехом. Жаль.

Что общего? А если у Ианнуччи был прикольный Сталин (недолго, пока не умер) и ещё какие прикольные Хрущёв, Берия, Маленков, Каганович, все остальные из их гоп-компании, то в «Кролике Джоджо» Гитлер, может, прикольней в разы — посмотрите трейлеры, где он скачет, строит рожи, «‹…› даёт абсурдные советы и исчезает в стиле Карлсона, то выпрыгивая в окно, то убегая в лес» (Егор Москвитин на «КиноПоиске»). Всё потому что он воображаемый друг десятилетнего мальчика из гитлерюгенда (вернее, пока кандидата в), оставшегося без отца и к тому же изгоя среди сверстников: нескладный, предмет насмешек. Такому, конечно, позарез и нужен воображаемый друг, но не Хэппи ж в нацистской Германии, и вот вместо единорога (именно вместо, Гитлер в фильме до страсти их любит) — кто как не лучший друг всех немецких детей.

А мальчик — Джоджо «Кролик» Бетцлер — как мальчик, немецкий мальчик эпохи Второй мировой (конца её): ненавидит евреев, мечтает попасть на фронт; в униформе, в палатке, в детско-военном лагере для таких, как он (полковник — Сэм Рокуэлл, не хуже, чем в «Трёх билбордах», за которых взял «Оскара» и которые победили всех на Торонто-2017). Но не всё, разумеется, так просто, не на одном же воображаемом Гитлере держится фильм. И было непросто (не забыли же, что Джоджо — изгой), и станет куда сложней, когда от него потребуют убить кролика. А потом ещё Джоджо обнаружит еврейскую девочку у себя дома, которую прячет в чулане его мать (что скажет Гитлер?). А потом и влюбится в неё.

Вайтити к наградам не привыкать, но это самая крупная, до неё обильно был Берлинале и средней руки премии: в 2004 за короткометражку «Две машины, одна ночь» (она и на «Оскар» затем номинировалась), в 2005- м за тоже короткометражку «Дети Бога войны» (плюс приз «Сандэнса»), в 2010-м за полнометражного уже «Мальчика» (образы и мир детей у Вайтити выходят замечательными). И для полноты картины: среди широкой публики известность Вайтити — как режиссёру (потому что он и актёр ещё — он-то и играет Гитлера! А маму Джоджо — Скарлетт Йоханссон) — принесли другие картины: «Реальные упыри» (2014) и «марвеловский» «Тор 3: Рагнарёк» (2017; Вайтити и ещё одного «Тора», четвёртого, снимет: «Тор: Любовь и гром», выйдет в 2021-м). Но вернёмся к «Кролику Джоджо», который, понятно, потому как Торонто вместе с Венецией определяют главных фаворитов на предстоящий «Оскар», теперь поборется за него с «Джокером». Посмотревший фильм в Торонто Егор Москвитин пишет: «Тайка Вайтити играет с огнеопасной темой на удивление осторожно. Его “Кролика” уже в шутку прозвали “хипстерской комедией про нацизм”. На документальные кадры с фашистских парадов Вайтити накладывает немецкие кавер-версии песен Beatles ‹…» — и с другой стороны, «Кролик Джоджо» «‹…› не безоглядно эксцентрическая комедия, и не сентиментальный слезовыжиматель вроде “Мальчика в полосатой пижаме”. Это, скорее, странная драмеди, которую осторожные западные рецензенты окрестили “добрым кино” (feel-good movie). С отличными актёрскими работами и с на удивление мягким и неравномерно распределённым по сценарию юмором. С трогательными эпизодами и страшными сценами».

Да и сам Вайтити тоже говорит: «Это не суперсмешной фильм. Там хватает элементов комедии, но опять-таки, как и в случае моих других картин, это скорее драма с добавлением лёгких моментов тут и там. Я даже не уверен, что фильм можно расценивать как комедию. Это, определённо, не комедия в широком понимании этого слова». А что тогда? А то же, что и у Ианнуччи: «сатира против ненависти» (Вайтити).

Андреей Ченко

1«Недружелюбный акт со стороны британского класса интеллектуалов».

Там и Жуков, вокруг которого у нас в Харькове столько всего, — красавец, как и все остальные.

Так же на KharkovInform: