Богемская рапсодия


Дата публикации: 6 февраля 2019

Выбор «Золотым глобусом» лучшего фильма-драмы не для всех очевиден.

Во-первых, сама номинация — хоть и байопика, но конечно, музыкального фильма о «Queen» и Меркьюри, которому вроде бы положено фигурировать в «лучшем фильме — комедии или мюзикле» (там, кстати, победил тоже байопик — драмеди «Зелёная книга», мы о ней писали в ноябрьском «ХЧГК» в связи с её гран-при на Торонтовском). А тут, в номинации лучшей драмы «Богемская рапсодия» боролась с «марвеловской» «Чёрной Пантерой», странно, как вообще сюда со своей комиксогенностью попавшей, «Чёрным клановцем» Спайка Ли, на секундочку, взявшим второй по значимости приз Каннского, ещё одной «чёрной» драмой — «Если Бил-стрит могла бы заговорить» Барри Дженкинса (того, что «Лунный свет» — три «оскара») — и ещё одним почему-то-здесь-мюзиклом: «Звезда родилась» Брэдли Купера (его режиссёрский дебют) с Леди Гага в главное роли. Странный расклад, более чем, но наверное год такой: каков год, такие и «драмы». Ладно, это его дело, «Золотого глобуса», имеет право Голливудская ассоциация иностранной прессы, посмотрим, что теперь BAFTA — Британская академия кино и телевизионных искусств, — за две недели до «Оскара» скажет, и сам «Оскар», ведь практически одни и те же фильмы и там и там и там.

Ну и ещё одна несподиванка от «Золотого глобуса»: я что-то не припомню, чтобы фильмы, шедшие в номинации «лучший фильм на иностранном языке», баллотировались ещё и в других, тем более в «лучшей режиссуре», тем более побеждали в ней. Но опять же, это дело «Золотого глобуса» — а «Оскару» предстоит хорошенько поломать голову, куда втиснуть мексиканский фильм Куарона, победивший, напомню, и в Венеции, «Рим».

Нет, всё-таки похоже, «Золотой глобус» решил в этом году сильно выпендриться, иначе чем объяснить его полное расхождение в победителях сериальных номинаций с «Эмми» — кроме трёх: «лучший мини-сериал или телефильм» («Убийство Джанни Версаче: Американская история преступлений»; никуда не денешься, придётся досматривать брошенный на третьей, что ли, или второй серии), «лучшая актриса в телесериале — комедии или мюзикле» (Рэйчел Броснахэн, «Удивительная миссис Мейзел», тут никаких возражений; второй сезон уже вышел — посмотрели?) и «лучший актёр в мини-сериале или телефильме» (Даррен Крисс из «Убийства Версаче», нет, таки придётся смотреть). А так — славно почившие в бозе «Американцы» («лучший сериал-драма»), тоже брошенный после первой серии (верно?) «Метод Комински» («лучший сериал — комедия или мюзикл») с Майклом Дугласом («лучший актёр в комедии/мюзикле») и т. д.

Возвращаемся к «Богемской рапсодии» и во-вторых. Отзывы фильм получил, что называется, смешанные. Сюжет пересказывать не будем, кто хотел — посмотрел, в прокате он, и на наших экранах, с октября-ноября, кто нет — теперь посмотрит. Так вот, рецензии. То, что Рами Малек (знакомый нам до этого прежде всего по «Мистеру Роботу», главной роли, и второстепенной — фараона — во всех трёх «Ночах в музее») — лучший в мире Меркьюри после самого Меркьюри, тут к бабке ходить не надо и все согласны (ну, может, кроме тех, кто сильно обрадовался Саше Барону Коэну, изначально, в 2010-м, планировавшемуся на эту роль, затем его сменил Бен Уишоу — Гренуй из тыкверовского «Парфюмера»), Малек и «лучшего актёра в драматическом фильме» на «Золотом глобусе» получил, — но лучший ли это о «Queen» и о Меркьюри художественный фильм? Художественный, не документальный, это важная оговорка. Скажем так: да, потому что просто не с чем сравнивать, удивительно, но это первый и о-о-очень долгожданный о жизни Меркьюри и «Queen» игровой фильм. Поэтому все претензии критиков о том, что он вышел недостоверным, или попурришным, или каким-то ещё, оставим, как минимум, до выхода второго. А пока, затаив дыхание, — кто же отхватит «оскара»: Малек, ставший Меркьюри, преобразившийся в Дика Чейни («Власть») Кристиан Бейл, получивший «Золотой глобус» как «лучший актёр в комедии или мюзикле», или может, Вигго Мортенсен за «Зелёную книгу».

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: