Безупречный


Дата публикации: 7 декабря 2020

 

Победа на «Эмми» в номинации «лучший телефильм», и, по мнению многих кинокритиков, лучшая роль Хью Джекмана, за которую он может претендовать на «Оскар».

На «Эмми» «Безупречный» конкурировал, кроме прочих, с «Путь: Во все тяжкие. Фильм» — продолжением, но уже в другой стилистике, интонации, легендарного «Во все тяжкие».

«Безупречный» — вторая киноработа молодого независимого режиссёра Кори Финли, заставившего о себе говорить уже после премьеры первой, «Чистокровных», в 2017-м на «Сандэнсе» и теперь закрепившего успех глубокопроблемным при всей лёгкости, ироничности и фабульности фильмом.

Фабула его документальна: в 2002-м в престижной частной нью-йоркской школе «Розлин» на Лонг-Айленде выявляются многолетние многомиллионные хищения бюджета со стороны руководства: заместительницы заведующего школьным округом и затем самого заведующего — и выявляются благодаря одиннадцатикласснице из школьной газеты, её статье, что должна была быть просто заказной заметкой о новом пафосном проекте: строительстве перехода между корпусами — громком и дорогостоящем. Чтобы лучше его представить, корреспондентка-одиннадцатиклассница ищёт информацию о подрядчиках, углубляется в смету, изучает документы бухгалтерии в школьном подвальном архиве и так постепенно выясняет, что и в этом проекте, и многих-многих до него подрядчики-фирмы липовые, а их контактные данные — адреса и телефоны родственников заведующего и заместительницы. Потом, когда её частное журналистское расследование выльется в публикацию, а та в расследование уголовное и статьи в федеральных изданиях: «Нью-Йорк таймс», «Ньюсдей» — обнаружится, что из школьного бюджета за годы было похищено 11 миллионов долларов.

И заведующий, и его заместительница, и бухгалтер-аудитор школы, и родственники, причастные к распилу, получили тюремный срок, но фильм не об этом, не о сенсационной афере с бюджетом. По фильму, и в этом тоже ирония, но и ключевой для понимания его идей момент, импульс начинающей журналистке даёт сам заведующий, к которому она приходит за комментарием по поводу проекта: «Это заказная статья, если ты её такой напишешь. Настоящий журналист может интересно написать на любую тему», — а его заместительница, хоть и настораживается от вопросов насчёт сметы, безо всякого даёт ключи от архива. Фильм показывает их искренне болеющими за престиж школы, и то, что она занимает четвёртое место в национальном рейтинге по подготовке к вузам и количеству поступивших в Гарвард, Йель — результат их стараний, инициативности и вложенных сил. Проблема в том, что они себя понимают как лицо школы, а лицо должно хорошо выглядеть, недаром же в фильме есть эпизод, когда заведующему делают операцию — пластику лица, и другие, когда он уже оправдывается — за то, что потратил из школьного бюджета

20 тысяч на авиабилеты в Лондон первым классом для себя и друга и 30 тысяч на химчистки. Его дорогие костюмы, всегда одетого с иголочки, тоже раскрывают идейный подтекст фильма: на конференцию на два дня он берёт с собой семь костюмов: «Мало ли что случится».

При этом заведующий и его заместительница не закоренелые преступники и не отчаянно бесшабашные аферисты, они осознают, что сделали, даже раскаиваются, но если престиж школы и рейтинг — их заслуга, то разве они не достойны роскошной жизни, так они рассуждают. Поэтому  и фильм получился не одноплановым, а герои Хью Джекмана и Эллисон Дженни не картонными. При всём цинизме герой Джекмана к тому же чрезвычайно обаятелен, и если подбирать аналог, то ближе всего к нему герой Кевина Спейси из «Карточного домика».

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: