Берлинский кинофестиваль-2012


Дата публикации: 28 Февраль 2012
b2012

На десять дней Берлин ежегодно становится местом локализации красных медведей: постеры, граффити, скульптуры, реклама, карты метрополитена и приглашающие в ресторан фигуры из картона — всё отсылает к этому символу Берлинского кинофестиваля. Жюри, тем временем, присуждает главного, Золотого медведя: в этом году его удостоилась картина «Цезарь должен умереть» итальянских классиков Паоло и Витторио Тавиани.

Берлин ценит талант. Если не поглощен политикой. Когда-то лозунгом Берлинале было «Объединение без границ на основе искусства»: данная берлинская сверхидея отличается постоянством, поэтому Берлинале сложно противопоставить что-либо собственной репутации «фестиваля правильного кино».

В Германии растет волна критики фестиваля, который за увлечением общественно-политическими процессами утрачивает нечто не менее важное – магию кино, ту самую, которая сто семнадцать лет назад сдвинула поезд на парижском вокзале. Фестивальной идеей этого года в Берлине стала «непрочность стабильности цивилизации и человеческих судеб»: и если стоит признать важность данной темы, то стоит признать также и то, что продемонстрированное кино констатации и реализма просто разучилось дарить зрителю большую идею и неизменно связанное с ней удовольствие, эстетическое или интеллектуальное, но лучше — отличающееся и тем, и другим. В этом смысле появление в конкурсе фестиваля картины «Цезарь должен умереть» просто обречено было на успех: братья Тавиани, которым на двоих сто шестьдесят три года, осуществили классическую постановку пьесы Шекспира в контексте современных реалий, с названной долей заботы об обществе, но с огромным талантом классиков-инноваторов. Узнав как-то об идее тюремных спектаклей, Тавиани предложили коллеге-режиссеру поставить в римской тюрьме «Юлия Цезаря» с заключенными в главных ролях. И весь процесс зафиксировали на пленке: «от кастинга, где каждый должен рассказать о себе сначала жалостливо, а потом как бы впав в свирепость, до репетиций, где шекспировские тексты все говорят на родных диалектах».

Дальнейшее распределение киноработ и наград отражает то настроение, которое один из фестивальных критиков охарактеризовал «катастрофизмом мироощущения, искренним или надуманным».

Гран-при жюри присужден фильму «Всего только ветер» венгерского режиссера Бенса Флигауфа — истории ксенофобии в современной Венгрии, касающейся цыганского населения. «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру удостоена немецкая картина режиссера Кристиана Петцольда «Барбара», повествующая о женщине-враче из восточной части Берлина, которая в глуши провинции под надзором Штази оказалась лишь потому, что имела запрещенное намерение встретиться с любимым человеком в западном Берлине.

Картина датского режиссера Николая Арселя «Королевский роман» удостоена двух «Серебряных медведей»: за лучший сценарий и лучшее исполнение мужской роли. В этой ленте о любви королевы к придворному «врачу, гуманисту и просветителю», роль безумного датского короля Кристиана VII блистательно сыграл Миккель Бо Фельсгаард. Приз за лучшее исполнение женской роли присужден 14-летней Рейчел Мванза, конголезской актрисе, покорившей жюри ролью шаманки и революционерки в канадской драме о гражданской войне в Конго «Ведьма войны».

«Золотого медведя» за вклад в киноискусство удостоена Мэрил Стрип, представившая на фестивале берлинскую премьеру фильма «Железная леди», делающего попытку создания портрета британского премьер-министра Маргарет Тэтчер.

Слова Стрип о том, что авторов картины Тэтчер интересовала не как политик, а как человек, удостоились встречного собирательного комментария критики о том, что «человека от дела его жизни отделить вряд ли возможно». Но наибольший энтузиазм фестивальной публики вызвала отнюдь не конкурсная картина Берлинале: черная комедия «Железное небо» финского режиссера Тимо Вуоренсола «повествует» о гитлеровском «наследнике», устроившем на Луне фашистскую базу в ожидании подходящего момента для отмщения. И вот, в 2018 году, момент, кажется, настал… «Железному небу» в фестивальном зале зрители устроили овацию, а после, в ожидании немецкого проката картины, просмотрели трейлер фильма в Интернете, шесть миллионов раз…

Татьяна Донец

Так же на KharkovInform: