АРИТМИЯ ПРОТИВ НЕЛЮБВИ


Дата публикации: 15 июня 2018

А вернее, если по смыслу, любовь против нелюбви. Два главных российских фильма прошлого года сразились на «Нике».

Нет, в номинации «лучший фильм» на «Нике» в этом году вообще было много хорошего (в отличие от прошлого года): «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта, «Теснота» Кантемира Балагова. «Ника» — премия итоговая, по результатам года, туда попадают те, кого уже заценили, отметили. «Витька Чеснок» выиграл несколько местных фестивалей («Окно в Европу», «Сталкер») и гран-при в Карловых Варах в секции «К востоку от запада»; «Теснота» тоже: «Зеркало», «Меридианы Тихого», «лучший дебют» на «Кинотавре», приз ФИПРЕССИ в Каннах. На «Нику» «Теснота» шла в пяти номинациях, но осталась без какого-либо приза, а «Витька Чеснок» из своих трёх номинаций выиграл только «открытие года».

Впрочем, и плохое кино, я имею в виду «Салют-7» Клима Шипенко, выигравший «лучший фильм» у конкурента «Ники» — имперского «Золотого орла», — здесь сильно не наградили, он получил лишь за операторскую работу. Шестым на «лучший фильм» «Ники» шло «Холодное танго» Павла Чухрая с IMDb 5,5; ему дали за мужскую роль второго плана — Сергею Гармашу.

Для всех, наверное, главный вопрос: как же так, звягинцевская «Нелюбовь», попавшая на «Оскар», получившая «Сезара» (см. о ней в майском номере «ХЧГК»), отмеченная даже «Золотым орлом» за лучшую режиссуру — это при всей своей социально-политической критике (да и в целом, вы же знаете, как Звягинцев относится к путинскому режиму), — здесь, у либералов, на оппозиционной «Нике», не получила ни шиша ни в одной из шести заявленных номинаций. Такая зияющая огромная дырка от бублика.

Ответ, наверное, содержится в «Аритмии», забравшей на «Нике» все призы, которые не достались «Нелюбви»: кроме «лучшего фильма», ещё и за режиссуру (Борис Хлебников), сценарий (Наталия Мещанинова и Хлебников), лучшие мужскую (Александр Яценко) и женскую (Ирина Горбачёва) роли. Причём не стоит думать, что «Аритмии» тем самым компенсировали недодаденное, нет, она и без того была хорошо премирована: три главных награды, включая гран-при, на «Кинотавре», приз за лучшую мужскую роль в Карловых Варах, пять побед во всех основных категориях премии «Белый слон» и т. д. и т. п., даже «Золотой орёл» за лучшую женскую роль.

Дело, значит, в другом, «Нелюбовь» не просто задвинули, она идейно проиграла «Аритмии». Но чтоб разобраться почему, сначала следует сказать, что все претендовавшие на лучший фильмы на «Нике» — так или иначе о семье, даже «Салют-7», который о космосе. Недаром же именно они были выбраны. Тема семьи (ячейки общества, маленького государства, носящего признаки большого, в котором живёт) просто колом стоит в каждом из шести «никовских» фильмов, и вопрос, поднимаемый в них, — распад или всё-таки нет, что-то, любовь, удержит вместе. Пять фильмов из шести, даже изображая мерзость и несправедливость социального устройства, на этот страшный для России геополитический вопрос — семья как страна, страна как семья — отвечают: удержит, любовь (и лучше всего это показано в «Аритмии»). Но один отвечает: нет, нелюбовь.

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: