Допустим, Леви-Стросса вы не читали…


Дата публикации: 27 апреля 2012

Длящийся три с половиной часа, состоящий из четырех новелл, в прокат выходящий двумя частями с десятиминутным перерывом, — фильм «Шапито-шоу» Сергея Лобана действительно фантасмагорически не похож на всё то, что принято называть новым российским кино.

Новое российское кино за это «Шапито-шоу» отомстило вполне: называемая главным фильмом 2012 года и даже более, музыкальная комедия Лобана, которая, как известно, больнее трагедии, проигнорирована национальной кинопремией вчистую, имея пять номинаций. Государственные кинопремии, похоже, продолжают ничего не стоить, присуждаясь не за кино, а, как говорится, «за преданность секте».

Правда, на Московском кинофестивале-2011 «Шапито-шоу» удостоено спецприза жюри и похвалы Н. Михалкова, которого в одной из своих новелл «Шапито» и пинает, как дохлого льва. Впрочем, «Шапито-шоу» больше реагирует на пресс-, блог- и зрительские отзывы в стиле: «Лучшее российское кино за последние черт знает сколько лет. Все уже было начали считать, что господа Галустяны, Светлаковы, Харламовы & Co окончатель- но похоронили жанр».

Последние двадцать лет умных, веселых и цепких фильмов в российском кино не существует как вида. Есть «Квартет И», творящий из современного культурно-политического абсурдизма фестиваль узнаваемых проблем, героев и тараканов в головах, собирающий в прокате десятки миллионов долларов, — несусветную сумму, которой зрителю не жалко ради встречи с «настоящим». Но «День выборов» и «День радио» не делают больно, они делают смешно. «Шапито-шоу» же готово жизнеутверждающе ткнуть вас в пороки современного общества и странных индивидуумов, его составляющих, балансируя при этом просто на грани «забавного синематографа», которому не чужды слезы, смех, истерики, песни, танцы, синти-поп и цирковые номера, очень похожие на номера из жизни, о которых принято говорить «Вот это номер!…» «Любовь», «Дружба», «Уважение», «Сотрудничество» — аутсайдеры заполняют пространство четырех новелл
«Шапито-шоу» гармонично и непринужденно. В них присутствуют впавшие в детство взрослые и рано выросшие дети [возраст здесь не имеет никакого значения, деление
производится на ведущих и ведомых, тупых и еще тупее, продвинутых и задвинутых, трезвомыслящих и горько страдающих], которых объединяет главное — дезориентация
на местности.

Чудная модель современного общества, которое лишилось главного — драйва и культуры. Эти странные дети прежней эпохи и современного мира реализуют только одну коммуникацию с окружающей действительностью —» тестируют ее своей глупостью». И так как внутренний стержень отсутствует, размашисто, больно и смешно наступают
на разбросанные грабли, собирать которые время, похоже, никак не приходит. В «Любви» встречаются культурный маргинал, живущий в интернете, и просто хорошая девушка, способная полюбить по фото, но их встреча обречена, так как случается «в реальности». В «Дружбе» современные «пионеры» устраивают линейки, отдавая пионерский салют Триеру и прочим идолам современного искусства. В «Уважении» странный папа — сильная личность и театральный режиссер в кризисе — пытается воспитать сына после долгого творческого отсутствия. Сын оказывается «слабаком» по версии папы, папа оказывается «пшиком» по версии сына —1 : 1. В «Сотрудничестве» звучат слова «мимикрия», «эрзац», «прерафаэлиты» — это молодой и образованный юноша пробует себя в профессии продюсера, предлагая идеи сотрудничества людям, способным только
на эксплуатацию. Но в этом гротескном балагане все очень просто и доступно: «Рожденный ползать доползет до края земли, рожденный летать улетит в космос…»

Текст: Татьяна Донец

Так же на KharkovInform: