69-Й ЛОКАРНСКИЙ


Дата публикации: 28 Сентябрь 2016
КИНО

Заголовки СМИ: «Никому не известная дебютантка из Болгарии получила главный приз кинофестиваля в Локарно».

 

Фестивали для них и существуют — никому не известных дебютантов из Болгарии, Македонии, Экваториальной Гвинеи. Иначе откуда бы мы о них, новом хорошем кино, узнавали. Пройдёт сколько-то лет, и увенчанный не одной премией уже не дебютант, а мэтр тоже отойдёт в прошлое, станет классикой. И получается, что главная задача кинофестивалей — открывать будущую классику, как-то так.

 

Но 40-летняя болгарка Ралица Петрова, удостоенная «Золотого леопарда» за фильм «Безбожница», дебютантка постольку-поскольку, десять лет назад она сняла короткометражку «Гнилое яблоко», получившую приз на Берлинале. Правда, затем пропала, и вот — триумфальное возвращение в кино, более чем.

 

«Безбожницу» и решение жюри сильно ругают — в советской, пардон, российской прессе, в основном за тематику, — называют чернухой, а слышится: поклёп на социалистическое прошлое. Сиделка Гана, главная героиня фильма (сыгравшую её Ирену Иванову наградили «Серебряным леопардом» за лучшую женскую роль), — продукт социализма, той системы, которая вроде и давала, обеспечивала материально, но забирала душу. Собственно, название фильма как раз об этом, да и сюжет. Гана, соцработник, ухаживает за стариками — и крадёт их паспорта, продаёт преступникам, ей нужны деньги на наркотики, а наркотики — чтобы не помнить прошлое, детство, в детстве её насиловали. Однажды она попадает на выступление церковного хора, которым руководит её пациент, и что-то в ней меняется. Гана хочет войти в хор, душа её хочет петь, тело — забытья и наркотиков; ну а преступники по-прежнему требуют красть паспорта. Нет, Гана сделает выбор, но за всё, как известно, нужно платить.

 

Примерно та же проблема, дух, душа и тело, но в обратной вариации, звучит и в кинокартине, отмеченной второй главной наградой фестиваля, спецпризом жюри. Его получил уже не новичок, но тоже представитель страны из бывшего соцлагеря —39-летний румынский режиссёр Раду Жуде, чьи короткометражки выигрывали различные призы на «Сандэнсе» («Телевизор в шляпе», 2007) и в Каннах («Оно может пройти сквозь стену», 2014), а полнометражные фильмы дважды завоёвывали Берлинале: в 2009-м «Самая счастливая девушка на свете» — приз Европейской конфедерации художественного кино, и в прошлом году «Браво!» — «Серебряного медведя» за лучшую режиссёрскую работу. Новый его фильм — «Сердца со шрамами» — грустный, весёлый, яркий, живой и, как отмечают рецензенты, утончённый и декадентский. 1937 год, санаторий на побережье Чёрного моря, Эмануэль, молодой человек, болен костным туберкулёзом, весь закованный в гипс и не встаёт с постели — что не мешает ему вовсю наслаждаться жизнью. Нет, реально по полной: он не то что не унывает, он берёт от жизни всё, что и его ровесники — читает хорошие книги, устаивает пирушки с друзьями, веселится и дурачится, а что касается девушек, их количества, то вы ему ещё и позавидуете. И конечно, он мечтает о выздоровлении, о чуде. Может, оно бы и случилось, но время действия фильма — 1937-й, уже наступает эпоха, в которой не останется места евреям, калекам и многим-многим другим «недолюдям».

 

Ещё один «Серебряный леопард» — за лучшую режиссуру — у португальца Жуана Педру Родригиша (род. 1966), чей «Призрак» в 2000-м претендовал на «Золотого льва» в Венеции, а «Двое бродяг» в 2005-м взяли один из призов в Каннах. Принёсший ему победу на этом Локарнском «Орнитолог» тоже хорошо ругаем российской прессой: он именно о том, что она так не любит и за что обзывает Европу Гейропой. Думаю, даже можно процитировать один из отзывов — а потом посмотреть фильм и сравнить впечатления, о том ли он, о чём здесь говорится, или всё-таки притча и об ином: «‹…› после крушения лодки молодой орнитолог обнаруживает себя спасённым двумя китайскими туристками, которые связывают его по всем правилам БДСМ и зачем-то собираются кастрировать. Орнитологу удаётся от них бежать, после чего на буколическом пляже он вступает в связь с пастухом по имени Иисус, которого неожиданно убивает, после чего события развиваются ещё более “загадочным” образом — до тех пор, пока специалист по птицам ни обретает лицо премированного режиссёра, в буквальном смысле возомнившего себя святым».

 

Текст: Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: