65-й Сан-Себастьянский


Дата публикации: 9 ноября 2017

Гран-при в Сан-Себастьяне — «Золотую раковину» — взял фильм из торонтовского пула.

Видите, как всё у нас в этом номере крутится вокруг Торонто, теперь его фильмы начинают получать призы на других фестивалях. Если быть точным, то премьера «Горе-творца» — триумфатора Сан-Себастьянского — состоялась ещё в марте на фестивале «К югу через юго-запад» в Остине, Техас. Но путёвку в жизнь — и второе место в конкурсной программе «Полуночное безумие» (что для всякой киноэксцентрики и неформата), и колоссальную прессу — «Горе-творец» получил именно на Торонтовском.

Кстати, о прессе — «Горе-творца» уже называют и лучшей режиссёрской (а напомним предыдущие: «И проиграли бой» [2015] по роману Стейнбека, «Шум и ярость» [2014], понятно, по Фолкнеру, «Дитя божье» [2013] — экранизация романа Кормака Маккарти; байопик «Буковски» [2013], «Когда я умирала» [2013] по Фолкнеру же; в общем, вы поняли), и лучшей актёрской работой Франко, с которой он пойдёт на «Оскар».

«Горе-творец» тоже экранизация, мемуарной книги актёра Грега Сестеро «Мастер катастроф» (ну, или «Горе-творец», как перевели, и утвердилось, название фильма «The Disaster Artist») — о том, как они с Томми Вайсо, режиссёром «Комнаты» (2003), снимали этот фильм. Что, вы никогда не слышали о вайсовской «Комнате»? Чаша сия вас миновала? А зря. Это же «шедевр треша», «“Гражданин Кейн” плохого кино», тот случай, когда «всё настолько плохо, что даже хорошо». Любовный треугольник между главным героем, его невестой и лучшим другом, сюжетные линии не связаны между собой и ничем не заканчиваются, реплики деревянные, разговоры ни о чём, ряд сцен вообще не в фокусе (так как забыли выставить нужный режим на камере), а другие дрожат, потому что оператор, снимая всё это, смеялся.

«Комнату» по выходу показали в нескольких кинотеатрах Калифорнии, и кануть бы ему в Лету, как всему такому, но он неожиданно для себя получил долгую жизнь — его разобрали по цитатам (чем глупее, тем смешнее), он стал культовым, легендарным, родил видеоигру, фан-клубы и интернет-сообщества. И вот теперь о нём сняли классный фильм с классными актёрами, и IMDb, на минуточку, — 8, 1. Если нужны аналогии, то это «Эд Вуд» (1994) Тима Бёртона — о «худшем режиссёре за всю историю Голливуда», с той разницей, что Томми Вайсо — худший режиссёр независимого кино.

«Горе-творец» не просто комедия, а траги-. «При желании Франко мог легко скатиться в издевательство над Вайсо, но он прекрасно понимает, кто этот человек», — пишут в рецензиях, и далее: «Расписываясь в любви к, возможно, худшему фильму в истории кино, он создает гимн безумцам, что в погоне за мечтой не ведают преград и не видят, что творят».

Да, «Горе-творец», если хотите, о ценности энтузиазма самого по себе — без гарантии на успех. Влюблённый в искусство кино, одержимый им Вайсо бездарен, но он бессребреник и честен перед собой и искусством. Поэтому и герой. Поэтому ему, присутствовавшему на показе в Торонто, и аплодировал весь зал стоя. В числе других призёров Сан-Себастьянского — аргентинка Анаи Бернери, «Серебряная раковина» за лучшую режиссуру, фильм «Аланис», а у сыгравшей в нём главную роль Софии Гала — «Серебряная раковина» лучшей актрисы. Аналогичная лучшему актёру — у румына Богдана Думитраке за главную роль в фильме Константина Попеску младшего «Pororoca». Фильм «Aundiya» испанцев Айтора Эррехи и Хона Гараньо получил спецприз жюри.

Андрей Ченко

Онлайн-версию журнала «Что? Где? Когда?» читайте по ссылке
https://issuu.com/whatwherewhen/docs/11_223_2017_________________02

Так же на KharkovInform: