5 терапия


Дата публикации: 5 февраля 2018

Не так уж часто наши фильмы награждают на Мар-дель-платском. И вообще на кинофестивалях класса «А».

Последний раз украинский фильм завоевывал призы Мар-дель-Плата аж в 1965-м, это были спецприз жюри и приз ФИПРЕССИ, и это были «Тени забытых предков» Параджанова.

И вот спустя более полувека снова наши в городе. Награда на этот раз поскромнее — специальное упоминание SIGNIS (Всемирной католической ассоциации по коммуникациям), но тем не менее. И в длинном списке победителей фестиваля есть и Украина.

Причем сам фильм Алисы Павловской снят, что называется, на коленках: бюджет мизерный — что насобирали по ходу съемок, объявив сбор средств; актеры свои одесские, как профессиональные, так и не очень; декорации — улицы и квартиры Одессы, море. Но «на коленках» не значит — кустарщина и самоделкино; это значит — энтузиазм. В шутку ли, создатели фильма в процессе работы определили его «социальным блокбастером», но по масштабности темы и ее острозначимости — без шуток.

Слоган фильма: «Упасть на самое дно, чтобы от него оттолкнуться…» О социальном дне рассказывают легшие в основу сценария автобиографические новеллы Стаса Домбровского (он себя и сыграл в фильме), одесского поэта, театрального актера, бывшего наркомана («Я поэт, который иногда принимает наркотики, или наркоман, который иногда пишет стихи?» — спрашивает он себя). Погружение на дно длилось для него два десятилетия — с тех пор, как он в пятнадцать узнал, что болен СПИДом. «Меня убивали друзья и враги, мусора и блатные, СПИД, туберкулез, гепатит, тюрьма и дурдом. Но никто так жестоко, как я сам», — говорит он, и в фильме это показано: как он себя убивает, иногда отчаянно весело, иногда это страшно, впрочем, сложно заметить разницу.

Но фильм наградили не за это — мало, что ли, историй о наркоманах на киноэкране, — а за то, как в нем показано возвращение к жизни, сказать «после смерти» не будет преувеличением. В тюрьме, в больничке для доходяг, неизлечимых, узнав, процитирую анонс промо-тизера, «‹…› что через две недели его не станет, Стас понял, что хочет жить». И это нужно было показать еще более убедительно, и тоньше, и глубже, чем наркоманскую предысторию. Приз говорит, фильм с задачей справился, и режиссер, и актеры, и оператор — все справились.

А главная награда фестиваля «Золотой Астор» (и еще «Серебряный Астор» лучшему актеру, приз Ассоциации киножурналистов Аргентины и приз той же SIGNIS) достался тоже режиссеру-женщине и тоже из экзотической для Аргентины страны — палестинке Аннамари Ясир за драму «Обязательство» (производства Франции, Колумбии и, как официально это звучит, Оккупированной Палестинской территории). Ясир не новичок на фестивалях: в 2007-м ее «Соль этого моря» взяла один из призов в Сан-Себастьяне, а «Когда я тебя увидел» в 2013-м — одну из наград Берлинале. Фильмы Ясир, и эти, и другие, и победивший в Мар-дель-Плата «Обязательство» («Роуд-муви о путешествии отца и сына на фоне свадебных приготовлений и в преддверии Рождества в Назарете»), — о Ближнем Востоке, его захолустных городках и лагерях беженцев, социальных и просто человеческих проблемах. Нужно ли уточнять, что все это, понятно, глазами палестинки. Наверное, нужно, потому что в прошлом году «Золотым Астором» наградили израильтянку — Хадасу Бен Ароя за драмеди «Люди, которые не являются мною».

Андрей Ченко

Онлайн-версию журнала «Что? Где? Когда?» читайте по ссылке
https://issuu.com/whatwherewhen/docs/02_225_2018_www

Так же на KharkovInform: