27-е «Послание к человеку»


Дата публикации: 4 декабря 2017

И судя по фильму-победителю, заключается оно в том, что нужно находить общий язык.

Лучшим фильмом — гран-при «Золотой кентавр» — на этом международном кинофестивале документалистики и короткого метра (а также анимации и экспериментального кино), аккредитованном FIAPF, стала «Гармония» Лидии Шейниной, где пожилая героиня вынуждена делить квартиру с племянницей и её четырьмя детьми, совсем не тихими и не спокойными, — когда хочется порядка, тишины и гармонии. У документалиста Шейниной это первый полнометражный фильм, до этого были короткометражки «Долго и счастливо» (2007), «Части» (2010), «Мама» (2013), первые две из них она сняла в Америке.

Остальных призёров перечислять, пожалуй, не станем, а сосредоточимся сразу на самом для нас интересном. Кто помнит, президент фестиваля — режиссёр Алексей Учитель, в 2014-м подписавший письмо Путину в поддержку аннексии Крыма и вторжения в Украину, а сейчас сам попавший под капитальную раздачу со своим новым фильмом «Матильда», где святой Николай II (мироточащий, да) показан как любовник балеринки Матильды Ксешинской, что, сами понимаете, кощунство и святотатство. Нет, серьёзно, горят кинотеатры с предпремьерным показом, массовые митинги, протесты, угрозы, сумасшедшие политики типа Поклонской, общественные движения, требующие запретить фильм. Такого не было даже, когда вышло «Последнее искушение Христа» Скорсезе, и если сравнивать эту массовую религиозную истерию, то только с «Сатанинскими стихами» Рушди, до сих пор скрывающимся от фанатиков-исламистов, награда за голову которого на сейчас составляет 3,3 миллиона долларов.

Но злорадствовать — за что боролся, на то и напоролся — нехорошо, тем более раздача сегодня в России тотальная, и под неё попал и Кирилл Серебренников, антипутинец и критик российской власти, на него открыто уголовное дело с обвинением в крупном мошенничестве, он находится под домашним арестом. Чуть ли не каждый получавший или вручавший призы на этом «Послании к человеку» выражал со сцены свою поддержку Серебренникову — вот и выходит, что «Послание» этого года адресовано именно ему. Или, если хотите, тому, от кого в России всё зависит — и свобода Серебренникова, и свобода слова.

Впрочем, когда я говорил о самом для нас интересном, я имел в виду не это, а то, что фильмом закрытия фестиваля — и это символично — стала новая работа нашего Сергея Лозницы «Кроткая», третья его художественная полнометражная кинокартина. Несмотря на название, она очень далеко уходит от Достоевского — и приходит к тому, что делается сегодня с Россией. Это всё, в том числе о чём мы говорили выше, показано как фантасмагория, абсурд, гротеск: женщина едет в лагерь к мужу, осуждённому за преступление, которого не совершал, и попадает в блатную хату, внутри которой — Колонный зал Дома Союзов, и вакханалия власти. «Эта тема маячила всё время: тюрьма — институт власти. Люди вокруг неё эту власть и создают. Не какой-то злой генерал или президент, не Сталин-Ленин-Гитлер, а люди, все они вместе», — сказал о «Кроткой» в интервью Антону Долину режиссёр, и ещё — «В “Кроткой” есть фраза: “Дурдом сгорел, говорят, сами сумасшедшие его сожгли — но зачем им это было делать, сами же и погорели?”».

И ещё: «‹…› следующая картина, которую я задумал, “Донбасс”, тоже будет утрированно гротескной, уйдёт ещё дальше».

Андрей Ченко

Онлайн-версию журнала «Что? Где? Когда?» читайте по ссылке
https://issuu.com/whatwherewhen/docs/12_223_2017________________________

Так же на KharkovInform: