«1917» Красота по-Мендесовски


Дата публикации: 2 марта 2020

Девять номинаций — семь побед, все основные категории, кроме актёрских и сценаристских. Мендес побил собственный «бафтовский» рекорд — с «Красотой по-американски», в 2000-м взявшей шесть наград в тринадцати номинациях (ну и «Скайфолл» же нужно вспомнить, в 2013-м выигравший «лучший фильм» и «музыку»). А вот какой рекорд побила «BAFTA»?

Так чтоб кто-то забрал сразу и «лучший фильм», и «лучший британский фильм» (для чего-то придумали эти две разные номинации) в новом веке (может, и в старом, проверьте) случалось лишь единожды. Два года назад британские киноакадемики не устояли, и правильно сделали, перед «Тремя билбордами на границе Эббинга, Миссури», но и тогда третья из основных категорий, режиссёрская, досталась не Макдонаху, а «Форме воды». Чтобы сошлись все звезды на одном фильме, все три, такого не бывало и, казалось, не будет. Но вселенная бесконечна, значит, может случиться всё.

И вот случилось. Теперь ещё долго будут анализировать причину колоссального успеха «1917» — ну а мы обратим внимание, чего ему не хватает. Не хватает, правильно, уже говорили, актёрских и сценаристских наград (номинаций даже!), причём их не было и на «Золотом глобусе», стало быть, «1917» силён не этим. Как минимум, не в этом в нём дело. Хотя по мне, главный герой, сыгравший его Джордж Маккей — совсем незаслуженно отсутствует в номинациях, во всяком случае, чем он хуже Хоакина Феникса, получившего «лучшего актёра». Ну покривлялся Феникс, ну покорчил рожи, Маккей, уверен, тоже сумел бы, а вот смог бы Феникс сыграть так — оглоушенного войной, ужасом, красотой? Сыграть, как Мендес это снял? Итак, в чём дело, док?

В принципе, всё уже сказано о техническом мастерстве (сверхмастерстве) режиссёра и оператора в рецензии на фильм в прошлом номере «ХЧГК», но разовьём тему: «1917» — жутко эстетский. Любование антикрасотой войны, а фильм более чем натуралистичен: грязь, крысы, трупы — это тоже эстетство. Разрушенный город ночью под прожекторами цеппелинов, как кладбище. Нет, круче, как античные руины. Песня певца-солдата перед боем, собирающего вокруг себя полный, хочется сказать — амфитеатр, одеон. Фильм как раз об этом — а если смотреть его, как военную историю и подвиг солдата, тогда ни о чём.

Напоследок немного о тех, кого «1917» победил вчистую, слава богу. Слава богу, без единой награды ушёл (улетел, пролетел) «Рокетмен». Декстер Флетчер вдруг, после успеха «Богемской рапсодии», решил, что байопик о гей-музыкантах его личный жанр, но «Рокетмену» до «Богемской рапсодии» — как Элтону Джону до Фредди Меркьюри (речь прежде всего, о жизненной личной трагедии). И сто-раз-одно-и-тоже-скорсезевский «Ирландец», несмотря на столь соблазняющее у американского фильма великобританское название, как есть ноль побед из десяти номинаций.

Жаль милых, хороших: «Однажды в… Голливуде» и «Кролика Джоджо» со всего-то «лучшим актёром второго плана» (Брэд Питт) и «адаптированным сценарием» Тайка Вайтити, но да ничего не поделаешь, побеждает сильнейший. И очень справедливо, что «лучший неанглоязычный фильм» плюс «лучший оригинальный сценарий» — у «Паразитов».

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: