18 килогерц & С завязанными глазами


Дата публикации: 7 декабря 2020

 

 

Режиссёр «18 килогерц» Фархат Шарипов привлёк к себе внимание десять лет назад первым фильмом, криминальной драмой «Сказ о розовом зайце», нынешний — пятый, а предыдущий, сделавший Шарипова знаменитым «Тренинг личностного роста», завоевал в прошлом году гран-при Московского кинофестиваля (и «Золотого Георгия» Шарипову вручал председатель жюри Ким Ки Дук).

Награждая «18 килогерц», жюри отметило: «Это очень сильная и убедительная картина, и мы ни минуты не сомневались, какой фильм лучший из шестнадцати, что мы посмотрели вместе. Каждый из членов жюри составил свой список из трёх фильмов, которые ему понравились больше всего, и когда мы зачитали эти списки, то увидели, что спорить, какому фильму отдать приз, не о чем, потому что на первом месте у всех стоял “18 килогерц”».

Фильм этот снят по повести-бестселлеру «Хардкор» казахской скрипачки и писательницы Зары Есенаман, а его название объяснено в трейлере: 18 килогерц — это частота звука, которую не слышат взрослые. Только под- ростки. О них и рассказывает фильм: 1990-е в Алматы — бум героина, наркотики легкодоступны, для школьников в том числе, Санджар и Джага, лучшие друзья, проводят всё время вместе, мечтают о свободе, открывают для себя всё запрещённое, у каждого из них к тому же свои проблемы: Санджара мать обвиняет в краже кольца, — а ещё любовь.

Характеризуя свой фильм, Шарипов акцентировал именно это — подростковые проблемы: «‹…› которые казались нерешаемыми, когда ты сам был подростком. Сложно вспомнить ту власть страха, оказавшись в которой, так тяжело найти выход. Своим фильмом мне хотелось напомнить об этом».

Среди конкурсантов международной секции, конкурировавших с «18 килогерцами», был и украинский — первый после одиннадцатилетней паузы и первый, снятый на украинском языке фильм Романа Балаяна «Мы есть. Мы рядом» с Ахтемом Сеитаблаевым в главной роли. «Мы есть. Мы рядом» ничего не завоевали, однако победа  «С завязанными глазами» в параллельной секции его неуспех для украинского кино полностью компенсировала. Уже на первом из четырёх показов этого фильма на Варшавском обсуждение длилось в зале полчаса и затем перенеслось в кулуары.

«С завязанными глазами» — второй полнометражный фильм Тараса Дроня, а первый, комедия «DZIDZIO Первый раз», получил премию зрительских симпатий «Золотой дзиґи» 2018-го. Новый фильм Дроня не комедийный, а очень редкого для нашего кинематографа жанра — спортивная драма. В нём речь о спортсменке ММА — смешанных боевых искусств, но сам режиссёр отвергает прямое влияние «Малышки на миллион»   или «Рокки» и в целом говорит: «Я завжди був прихильником змішування жанрів, зараз це навіть отримало окрему назву — артмейнстрим. Мені подобається виходити за межі чистого авторського кіно і привертати увагу звичайного глядача, який прийде в певному сенсі на розвагу, а вийде з кінозалу з чимось іншим. ‹…› я, власне, захоплююся стрічками, які можуть ‹…› бути одночасно серйозними та справжніми, і мати елементи так званої розваги чи чогось візуально цікавого». Повидимому, именно так и следует воспринимать «С завязанными глазами», в котором 25-летняя героиня, чей жених и коллега по спорту погиб на войне в Донбассе, бросает ринг и пытается освободиться от прошлого, включая образ «вдовы героя войны», который ей навязывают окружающие, — начать новую жизнь, новые отношения. Но ни спорт, ни прошлое её не отпускают: мать погибшего жениха получает весть, что он найден живым и ему срочно нужны деньги на операцию.

Украинское участие в Варшавском не ограничено только победой, украинские кинематографисты были и в жюри различных секций. И ещё, сразу по окончанию фестиваля, словно для того, чтобы варшавский зритель мог продолжить знакомство с Украиной, на экранах в городских автобусах запустили серию туристических роликов об Украине: Хортица, наскальная крепость Тустань, Олесский замок.

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: