120 УДАРОВ В МИНУТУ


Дата публикации: 20 мая 2018

Этот фильм взял главного «сезара» плюс еще пять: лучший фильм, актер второго плана, самый многообещающий актер, оригинальный сценарий, музыка и монтаж.

А в главной категории обошел «До свидания там, наверху» (см. о нем в рубрике «Кино / Рецензия»), «Барбару» (9 номинаций, победа в «лучшей актрисе» и «лучшем звуке»), «Блестящего» (3 номинации, победа в «самой многообещающей актрисе»), «Пациентов» (4 номинации, пролет), «Мелкого фермера» (8 номинаций, победа в «лучшем актере», «лучшей актрисе второго плана» и «лучшем дебюте») и «Праздничный переполох» (очень приятная комедия, 10 номинаций и ни одной победы) — довольно сильных конкурентов.

Сильных, но не настолько, чтобы противостоять ему — его харизме, обаянию, социальному звучанию. То же самое произошло на Каннском, где состоялась его премьера и он брал участие в основной конкурсной программе. Правда, главный приз тогда достался не ему, а «Квадрату» шведа Рубена Эстлунда, но председатель жюри Педро Альмодовар боролся именно за него и очень расстроился, когда так и не смог убедить жюри отдать «Золотую пальмовую ветвь» «120 ударам в минуту». В итоге они получили вторую по значимости награду фестиваля — гран-при жюри, — а также приз ФИПРЕССИ, приз Франсуа Шале и «Квир-Пальмовую ветвь за освещение ЛГБТ-темы в кино».

Режиссер «120 ударов в минуту» Робен Кампийо (род. 1962) в кино далеко не новичок, но и снимает нечасто, этот фильм его — третий (а до режиссерства он был сценаристом, и как сосценарист в 2009-м получал «сезара» за фильм «Класс»). Первые два — «Вернувшиеся» (2004) и «Мальчики с Востока», взявшие в 2013-м главный приз в программе «Горизонты» Венецианского. За десять лет между ними Кампийо выбрал и сформулировал свою тему: «Вернувшиеся» — о зомби, не хоррор, а драма; «Мальчики с Востока» — о юношах-гей-проститутках в Париже, а сами юноши из Восточной Европы.

«120 ударов в минуту» продолжает ЛГБТ-тему, но в другом ключе: начало 1990-х, СПИД вовсю уже убивает, но на него еще все закрывают глаза: общество, власть. А открыть им всем глаза на проблему берется группа «Act-Up Paris» — активисты. Они устраивают протесты, митинги, акции, чтобы привлечь к себе, к больным СПИДом внимание. Для многих из них, что придает пронзительность фильму, это марш обреченных, последнее, что они могут и успеют сделать. Поэтому и отношения между участниками группы показаны и воспринимаются зрителем столь же пронзительно («Местами пробирает до слез», писал репортер с Каннского): в любой момент их может оборвать смерть.

Но фильм, кроме этой интонации, включает временами и сарказм, а в целом, пишут, он все-таки воодушевляющий, а не угнетающий, — и в этом тоже его заслуга. И еще он очень французский (Кампийо по происхождению марокканец): ребята из «Act-Up Paris», особенно радикально настроенный Шон Дальмазо, смотрятся прямыми наследниками санкюлотов Великой французской революции 1789-го, гаврошей Июньского восстания 1832-го, защитников Парижской коммуны 1871-го и студентов «Красного мая» 1968-го.

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: