12-й Римский: Борг/Макинрой


Дата публикации: 5 января 2018

Фильмы из торонтовского пула продолжают побеждать на других кинофестивалях

«Борг/Макинрой» открывал фестиваль в Торонто, собрал очень хорошие отзывы, но призёром там не стал, на полголовы обошли конкуренты. Но никто не сомневался, что он себя ещё покажет — и вот гран-при Римского.

«Борг/Макинрой» — о легендарной, если вы в теме, схватке в финале Уимблдонского турнира 1980 года «величайшего теннисиста Европы» шведа Бьорна Борга (его играет Сверрир Гуднасон), по-скандинавски спокойного и хладнокровного, и безобразника, «выскочки и скандалиста», ломавшего ракетки разве что не о головы судей, но и с ними постоянно ругавшегося, американца Джона Макинроя (наверное, лучшая на данный момент роль Шайи Лабафа). Однако если вы не в теме и вообще к спортивному жанру и байопикам относитесь с прохладцей, этот фильм тем более для вас — его режиссёр, датчанин Янус Мец Педерсен (это его первая художественная работа, если не считать второй сезон «Настоящего детектива», от которого его воротит, хотя сериал, согласитесь, получился неплохой, а так Мец — документалист, и очень крепкий, его «Броненосец» [2010] — о датских солдатах в Афганистане — завоевал кучу призов на разных документальных фестивалях, а в прокате у себя на родине реально стал блокбастером), так вот, Мец говорит в интервью следующее: «Нельзя снять кино про спорт или кино про теннис. Это бессмыслица какая-то. Фильмы снимаются о людях, о человеческом поведении. Поэтому мы и смотрим кино. Нам хочется видеть истории о нас самих, о жизни. Такова природа повествования. Надо как бы поставить зеркало перед зрителем, в которое мы можем заглянуть, увидев что-то знакомое или научившись чему-то новому. Так что да, в первую очередь “Борг/Макинрой” — психологическая драма». А во вторую, добавляет он дальше: «философское, психологическое исследование экзистенциальных вопросов». Вот так-то.

Любопытно, что буквально то же самое сказал в интервью и Стеллан Скарсгард, самый знаменитый из нынешних шведских актёров, сыгравший в «Борге/Макинрое» Леннарта Бергелина, тренера Борга, сделавшего из него, в отрочестве такого же, как Макинрой, взрывного и неуправляемого, «джентльмена спорта»: «Кино про спорт обычно довольно скучное. Особенно когда сюжет упирается в “кто кого поборет”. Хуже этого только клише “хороший парень против плохого”. Так что я начал читать сценарий с определёнными опасениями. Потом, конечно, понял, что они хотят рассказать совсем другую историю. Спортивное кино — это лишь скелет, двигатель фильма, если хотите. На самом-то деле это история людей. Вот она-то меня и привлекла. Герои фильма — его сила. Многие знают, как закончился тот матч, но дело-то не в этом. Даже если вы не любите теннис, вам будет интересно смотреть кино. Конечно, финальный матч прекрасно получился, но куда важнее, на мой взгляд, то, что получилась история двух спортсменов. Они вам небезразличны». И добавил: «Янус Мец снял очень увлекательное кино. Оно крутое ‹…›».

А критики пишут, что «Борг/Макинрой» ещё и психологический триллер. Что же касается тех слов Скарсгарда о «хорошем парне против плохого», то и в этом плане фильм совсем не об том: Борг всего себя посвятил теннису и стал звездой, легендой, но в фильме он не столько звезда и легенда, сколько жертва спорта: экзистенциально (вот где пригодилось слово) одинок. А Макинрой, конечно, редкий паршивец и охломон, но — артист! Тот, кто своим безудержным поведением на поле изменил и вид и характер самой игры, сделал её ярче, чувственней, драматичнее.

Так же на KharkovInform: