«Город ХА»


Дата публикации: 30 декабря 2017

Прошедшее столетие было для Харькова особенно важным. В этот период окончательно сформировался облик города. И именно в этот период искусство Харькова стало развиваться в авангардном направлении, разрушая классическое понимание формы и композиции, темы и идеи. В выставочном проекте «Город ХА» речь идет об авангардном искусстве в самом широком смысле.

Авангард в Харькове — тема объемная, которая включает в себя и визуальное искусство, и литературу, и театр. Объять все это в рамках одного выставочного проекта не представляется возможным. Поэтому «Город ХА» — кураторское высказывание и не претендует на энциклопедичность. Это личностный взгляд на срез культуры города, отображающий ключевые моменты в искусстве Харькова с точки зрения кураторов. Такими моментами являются знак, текст и слово.

Основная экспозиция выставки выстроена в прямой хронологии, при этом все выставочное пространство условно разделено на три периода — три

Город ХАзала. Первый — «классический авангард», начало ХХ века — представлен в проекте работами пяти художников, в основном из собрания НХМУ и частных коллекций: Мария Синякова, Василий Ермилов, Григорий Бондаренко, Борис Косарев и Георгий Цапок.

Авангардную тенденцию продолжили Виталий Куликов, Виктор Гонтаров, Владимир Стариков, Андрей Пичахчи, Павел Маков, Алексей Борисов. Их работы не похожи друг на друга, но их объединяет идея новаторства в таких традиционных техниках, как живопись и графика.

Отдельно стоит упомянуть Вагрича Бахчаняна — концептуального художника, активно работавшего со словом, а не только с образом.

В проект вошли работы самых знаковых представителей легендарной Харьковской школы фотографии: Бориса Михайлова, Евгения Павлова, Виктора и Сергея Кочетовых, Сергея Браткова и Романа Пятковки; фотографии каждого из них отличаются уникальными чертами, темами и формой визуального высказывания.

C 16 декабря 2017-го по 18 февраля 2018-го в Национальном художественном музее Украины (Киев) экспонируется проект-исследование, посвященный авангардному искусству (начало ХХ – начало ХХI века) и Харькову как городу авангардных традиций и тенденций

Искусство ХХІ века представлено в экспозиции работами шести молодых художников: Артема Волокитина, Романа Минина, Гамлета Зиньковского, Виталия Кохана, Ивана Светличного и Алины Клейтман.

Важно отметить, что, несмотря на хронологический порядок и деление на периоды, в самой экспозиции присутствуют некоторые логические нарушения — вмешательство работ из одних периодов в другие. С помощью этого приема кураторы размышляют о взаимовлиянии и взаимопроникновении разных временных культурных пластов.

Важный элемент экспозиции — инфографика — историографический визуальный объект, наглядно прослеживающий пути развития культуры города за эти 100 лет по трем основным векторам: Время, События, Люди (выполнена Марией Волченок). Инфографика включает все, что осталось за рамками кураторского исследования, являясь своеобразным генеалогическим древом харьковской культуры. Этот объект помогает понять тот контекст, в котором развивалось и развивается искусство Харькова.

В аван-зале музея представлена еще одна часть «Города ХА»: «Лабораторная работа» — проект о проекте, посвященный созданию выставки, выполненный молодыми художниками Антоном Ткаченко и Ольгой Федоровой.

В отличие от самой экспозиции другая составляющая проекта — каталог-справочник — идет в обратной хронологии. С помощью этого приема дизайнер проекта Татьяна Борзунова показывает, как, базируясь на прошлом, мы исследуем настоящее.

Выставочная программа проекта сопровождается теоретической, образовательной и дискуссионной платформами. Сформированные командой Харьковской муниципальной галереи, они призваны помочь зрителям понять самое главное о Городе Ха. Все пять составляющих частей проекта создают целостную картину Харькова Авангардного и представляют город и его искусство с разных точек зрения.

Так же на KharkovInform: