74-й Венецианский кинофестиваль


Дата публикации: 4 октября 2017

Это просто праздник какой-то! Я имею в виду не «Форму воды» Гильермо дель Торо, получившую «Золотого льва», а новый фильм Мартина Макдонаха, награждённый за лучший сценарий.

Макдонах, вы знаете, прежде всего драматург, один из самых-самых известных — и хороших; а кино для него так, параллельный опыт. Ну, может, не совсем «так», но фильмами он нас балует нечасто, раз в пять лет, и потом каждый раз не знаешь, сядет ли в режиссёрское кресло снова или это последний. Но ждём и надеемся, боясь надеяться. А ещё больше боимся, конечно, того, что следующий фильм Макдонаха будет хуже, перепевами предыдущего, худосочный, вымученным — как это случилось с Тарантино, Родригесом, Гаем Ричи и прочими былыми кумирами. Но Аллах велик и милостив, и судя по трейлеру «Трёх билбордов за пределами Эббинга, штат Миссури», по восторженным отзывам кинокритики, по награде Венецианского наконец, мы получим ровно то, чего жаждем — того самого Макдонаха, с тем самым тонким и диким вместе англо-ирландским чувством юмора, отвязным и очень-очень неглупым сюжетом с глубоким подтекстом. Как у Коэнов, что тоже продолжают радовать и не снижают планку.

А Коэнов я вспомнил не только потому, что «Три билборда» — чёрная комедия, но ещё и потому, что главную роль там — матери, чью дочь изнасиловали и убили — играет коэновская (суперкоэновская, если вспомнить, что она ещё и жена Джоэла Коэна) актриса-талисман Фрэнсис Макдорманд. И сравните её роль, такого увальня с грубовато-циничным юморком, с ролью Брендана Глисона в по праву культовом, эпохальном «Залечь на дно в Брюгге» — увидите, что Макдонах верен себе. Но это не самоповторы: макдормандовская Милдред в другой ситуации, нежели глисоновский Кен, в ином окружении, и вести себя будет по-другому. Вообще новый фильм Макдонаха о другом. Полиция не чешется, за семь месяцев убийцу так и не нашли, и Милдред арендует три рекламных шита недалеко от места убийства и пишет на них «Жертва есть, а арестов до сих пор нет, так как же?», адресованное шерифу. Шериф, нет, не сволочь, просто не смог разгадать загадку убийства, и постепенно весь город, городок, сочувствовавший до сих пор потерявшей дочь матери, ополчается на неё, портящую жизнь всем, и полиции, и остальным.

В итоге мы получаем, как формулирует уже посмотревший фильм на Венецианском Антон Долин, войну «‹…› одинокой женщины со всем городком, которая приведёт к непредсказуемым и драматическим последствиям», а сам фильм, как он говорит, это «‹…› абсурдистское расследование, но и глобальная метафора тупика, в который ставит нас смерть близкого, заставляя действовать даже там, где поля для действия, казалось бы, не существует». Ну что, похоже на «Залечь на дно в Брюгге»?

Что же касается лауреата «Золотого льва» дель Торо и его «Формы воды», то Долин подметил интересную закономерность, что фильмы двух из «трёх амиго» (и они и вправду друзья) нового — ошеломляющего — мексиканского кино своё на Венецианском уже получали: «И твою маму тоже» (2001), «Дитя человеческое» (2006) и «Гравитация» (2013) Куарона, «21 грамм» (2003) Гонсалеса Иньярриту (а его «Бёрдмэн» в 2014-м состязался за «Золотого льва»), — и вот теперь черёд дель Торо. Впрочем, шутки шутками, но пресса пишет о «Форме воды», мрачной сказке-метафоре, как и всё у дель Торо, о красавице и чудовище, где красавица — некрасивая немая уборщица, а чудовище — реально ихтиандр, — что это настоящий прорыв и лучший фильм дель Торо. А сам он в интервью жалуется, что никак не может найти деньги — уже десять лет — на свой главный фильм: антифашистский «Пиноккио», где действие будет происходить во времена Муссолини (вы помните, насколько важна для дель Торо тема диктатуры и тоталитаризма и как она раскрывалась им в «Хребте дьявола» и «Лабиринте фавна» на материале испанской истории — эпохи Франко).

Напоследок, как обычно, об остальных победителях: гран-при жюри — «Фокстрот» израильского кинематографиста Самюэля Маоза; «Серебряный лев» (за лучшую режиссуру) — «Опекунство» француза Ксавье Леграна; «кубки Вольпи» (лучшим актёру и актрисе) — Камел Эль Баша за «Оскорбление» (Франция-Ливан) и Шарлотта Ремплинг за «Ханну» (Италия-Бельгия-Франция).

 

Текст: Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: